Расчет тарифов всегда вызывает вопросы. Пока не проведен аудит внешний.
По идее тариф считается легко - собираются все затраты, соотносятся с объемом услуги, таким образом, формируется цена единицы услуги.
Важно понимать, что включается в затраты и на каком этапе.
У коммунальщиков по сути три источника финансирования - тарифная выручка (что мы платим), субсидии из бюджета, заемное финансирование.
1. Тарифная выручка по логике должна покрывать все - и текущее содержание, и модернизацию. Надо смотреть инвестиционную программу - какая там сумма. Вполне допускаю, что там огромные накопленные (отложенные) суммы ранее. У меня есть примеры, когда продлевали сроки службы отдельных объектов, дабы не финансировать модернизацию. Но бесконечно так откладывать ее на будущее нельзя.
2. Часто капитальные затраты шли за счет целевых субсидий из бюджета, дабы не увеличивать тариф для населения. Конечно косвенно все таки увеличивался он, потому что новые объекты списывались и амортизация шла в тариф, но разового роста большого не было.
3. С кредитами вообще фокус. Хитропопые коммунальщики иногда на дурочку включали выплаты по ним в состав затрат (нонсенс с точки зрения учета). А потом и амортизацию нового оборудования, купленного за счёт кредита. Т.е. двойной счет (денежный поток по выплате кредитов и затраты бухгалтерского толка - амортизационные отчисления). Это легко находится при независимой и добросовестной оценке - и строго говоря, это экономическое преступление.
Я подозреваю, что субсидий на капитальное строительство в Тюмени не смогли выбить из бюджета (или очень немного). Поэтому решили всё (затраты по модернизации, строительству новых объектов) включить в тарифную выручку.
Отредактировано Маджентис (2022-09-07 09:14:04)