Пока тут все кроют неприличными словами какую-то Balenciaga. На что я могу сказать только, что дранные на фабрике джинсы за £1,5 тыс. — это невыразимая пошлость в вакууме. И весь этот «лухари» — для провинциальных лохов, у которых просто незаработанные деньги. И противоречит самой природе одежды и концепции денима в принципе. Противоречит коже, металлу, дереву, противоречит вечности. Ну какой смысл в обуви, если её нельзя носить десятки лет? А вот это всё — это такой манифест самой низменной потребительской культуры, которой в последние год-два приходят кранты.
Что простому человеку надо? Пара-тройка джинсов, сшитых на громоздких станках 1920-х годов из реального денима, пара-тройка неубиваемых ботинок с рудника, пара-тройка гитар образца 1958 года — и всё это с годами становится только красивее и лучше от носки и игры. Это концепция heritage — наследие вместо luxury. Это не то что дёшево, но зато true. А ещё это очень рукоёмкая индустрия — и шитьё, и создание музыкальных инструментов. За счёт этого живёт огромный класс реальных рукоделов — мастеров высочайшего полёта, и в Америке особо. Это всё ещё нужно годами обслуживать, ремонтировать, поддерживать в хорошем состоянии — тоже индустрия, и тоже с немалыми деньгами. И мастера не просто сапожники с клеем и нелепыми набойками на сапоги и не просто операторы станка по выпиливанию дерева для музыкальных инструментов: это скорее мастера в терминах XVIII—XIX веков. И до всяких санкций и жестяного занавеса люди, которым близка мастеровая концепция, полностью опирались кто на Европу, кто на Америку. И ближайшее место, где можно было качественно отремонтировать приличную гитару, — это был город Хельсинки и тамошние умельцы. И было, если честно, очень обидно.
Где наши мастера, куда делась эта культура ремёсел?
А по оппозиционным радио нам рассказывали про никчёмность русской нации, в том числе по такому поводу.
И тут я совершенно параллельно читаю ВВП, который говорит даже не про навязшее в зубах импортозамещение, а про то, что буквально всё, в том числе интеллектуальная собственность, должно быть своё и это надо поддерживать. В другое время я бы со скепсисом вздохнул. Но теперь у меня есть для ВВП ответ. И даже несколько.
Вчера мой друг, профессиональный музыкант, сказал, что продаёт три топовые (лучше только аукционные винтажные) американские Les Paul, чтобы заказать ОДНУ у русского мастера Павла Б., потому что лучше он ничего в жизни в этом жанре не слышал. Этот человек знает, что говорит и что делает. Оказывается, ранее этот Павел уже покорил профессионалов по всему миру своими акустическими гитарами. Теперь взялся за электрические. Но даже я — интересующийся аматёр — никогда про него не слышал. Но зато я видел живьём на концерте Led Zeppelin у Пейджа усилитель Petersburg, как вы понимаете, построенный в Питере, и уже тогда начал что-то подозревать. Что всё не так плохо, как нам пытаются представить.
Руки и головы никуда не делись — им просто нужна точка применения.
И если я раньше ремонтировал свои гитары у мастера-лютьера в Вене, то теперь совсем молодые парни из питерских гитарных лабораторий трудятся, обслуживая весь питерский рок на совершенно мировом уровне ручного, кропотливого труда. И есть потрясающие мастера в Москве. А вот в Берлине, кстати, их нет. И? Произошёл уже прорыв в мастеровитости — и создать, и обслужить по топовому разряду.
И тут встал вопрос о топовых сапожниках, которые могли бы не «набоечку», а полностью возродить дорогущую качественную обувь — а это не только замена всего низа, шитьё, но и покраска, лакировка, полировка и т. д. И я взгрустнул, пока не стал просто сёрфить, что и как в городах России. И тут выясняется, что уже масса супермастерских, где работают супермастера, которые делают то же самое, что делают их коллеги где-нибудь в венецианском подвальчике с 1678 года, — была бы качественная обувь, чтобы ей подарить ещё года три-четыре. И тут меня совсем подкосило русское ИП одного мастера, который делает в том числе и по меркам вот всё то же самое, что делают работяги в городе Ред-Уинг штата Миннесота на дедушкиных станках из вечной коровьей шкуры.
Оказывается, и американцы нам не нужны тоже: выросло поколение русских мастеров — до свидания.
Если честно, для меня всё это было шоком. Правда, приятным. Гуд-бай, Америка, о!