Олег Одинцовский: пора отделить европейскую культуру и ценности от политики с экономикой
Видимо, пора уже разобраться по понятиям с Европой. Потому что у нас тут налицо некая каша из образов и мифов, которая, однако, приводит к очень нехорошим последствиям.
На самом деле, в понятие «Европа» многими вкладывается сразу несколько смыслов. Я бы взял три ключевых:
1. Европа как культурный, исторический, туристико-географический, пляжно-ресторанный и оперно-музейный феномен. Который нам душевно и духовно близок. В котором мы с удовольствием загораем, кушаем паэлью и айсбайн, пьем пиво и кальвадос, обнимаем на фото пизанскую и эйфелеву башни и т.п. Абсолютно ничего плохого в этой любви к еврокультуре нет, тем паче, что там и наш след присутствует на каждом шагу – витражами Шагала в храмах, или обязательным «Щелкунчиком» в новогоднем репертуаре музыкальных театров, или казино с табличкой «Здесь Достоевский проиграл кучу денег». И любовь эта глубоко взаимна, особенно, если вы приехали с деньгами.
2. Европа, как некий ценностный феномен. Надо сказать, он не всегда был одинаковым. И сформировался под влиянием античности + христианства + Просвещения. Актуально доминирующие ценности, как известно – довольно радикальный либерализм, который пока не нашел должного отклика в России, но над этим работают. Однако даже тут я не вижу ничего крамольного в увлечении наших сограждан этими ценностями (даже если сам их не разделяю): кто-то же может верить в правильность однополых браков и что «Кончита – наш рулевой!», «Мы – Шарли! А вы все – ширли-мырли!». Ну нравится человеку – его проблема. Имеет право, не наказуемо, если не при детях и под хорошую закуску.
3. Европа, как геополитическая и геоэкономическая реальность, военно-политический полюс мира, отстаивающий собственные интересы в конкуренции со всеми прочими. Здесь уже трудно говорить о Европе как самостоятельной единице, но будем условно Евро-Атлантику тоже считать «Европой». Сюда входят власти, либерально-правящие партии и обслуживающие их СМИ, как и вся «цивилизованная общественность», с готовностью орущая «распни!» про тех, на кого покажут власти.
И вот увлечение этой третьей ипостасью нашему человеку категорически противопоказано. Тем более – в переломные моменты истории. Потому как именно эта воинственная штука делает всякие «восточные партнерства», антироссийские перевороты и размещает базы вокруг нас, пакостит с газовыми потоками, вводит санкции и спонсирует «пятые колонны». Не обязательно все это со зла – возможно, так поступали бы любые на их месте. Но, как бы то ни было, именно это третье обличие Европы нас исторически не любит. Ну вот не повезло нам. Ибо в ином случае они давно бы нашли возможность нас интегрировать, а не обкладывать базами и не поощрять клинических русофобов по соседству с нами.
Весь фокус с этими тремя ликами Евро-Януса в том, что их постоянно, с искусством хорошего картежного шулера, подменяют друг другом – в пропаганде, в дискуссии, в СМИ. Отсюда и появляются эти ловушки сознания, которые очень часто сбивают с толку неискушенных людей в России ли, на Украине или еще где «охмуряют ксендзы»: «Но вы же любите шпикачки? Тогда почему вы боитесь баз НАТО?!». «Вы же не против однополых браков? Тогда почему вы против Третьего энергопакета ЕС?». «Делали шоппинг в Милане? Носите кружевные трусы? Значит, вы просто обязаны поддержать евромайдан!» ну и т.п. и т.д. Наверняка вы все сталкивались с этими хохмочками, потому что ими кишит блогосфера.
Но мы должны четко понимать – отечественные любители немецких машин и французских коньяков никому ничем не обязаны. Так же, как, скажем, любители суши не обязаны отдавать Курилы. Поклонники британского рока, немецкого юмора или шведской семьи вовсе не должны автоматически любить НАТО или элементы американской ПРО в Европе. «Сегодня носит «адидас» – завтра Родину продаст» уже не актуально. Носи, что хочешь, но Родину не трогай.
А вот те, кто подтасовывает эти контексты, и под видом смыслов №1 и 2 подсовывает нам №3 – это и есть реальная «пятая колонна», поскольку она представляет здесь не дружественные культуру или ценности, а геополитического оппонента. Применившего к нашей стране санкции из-за того, что Россия сломала его планы по перекройке военно-политической карты Европы и обрушению баланса безопасности. То, какие красивые ценности использует ваш оппонент дома, какого вкуса у него хамон или насколько независимы у него суды, не играет в этой плоскости абсолютно никакой роли. Как вам, например, будет решительно все равно, задавил вас насмерть добрый отец семейства на новеньком «лексусе» или алкаш на ржавой «копейке».
Собственно, из всего сказанного у меня остался без ответа лишь один вопрос: русофобия проходит у Европы по третьей, геополитической, категории, или таки уже по второй – ценностной? Мне кажется, именно это сейчас и решается на Украине и на Донбассе.