1 часть статьи Селезнева
Денис Селезнев
Вчера, в 15:37 · отредактировано ·
Написал для Однако, что я думаю о возобновившихся боевых действия на Донбассе.
Первая часть
Зимняя кампания войны на Донбассе, обзор первых недель боевых действий
Со второй декады января возобновились активные боевые действия на Донбассе. В данном материале предлагается обзор событий прошедших двух недель противостояния, сил и планов сторон, намечены перспективы дальнейшего развития событий
Силы сторон
Украинская армия так и не смогла полностью восстановиться после потерь понесенных летом 2014 года. Напомним, что согласно признанию Порошенко, реализация его собственного «плана Б», которая осуществлялась в течение июля-августа , стоила украинской армии 60% боевой техники. Естественно, что месяцы относительного затишья были использованы украинской стороной для восстановления и ремонта оставшейся техники и ввод в строй имеющейся на базах хранения.
Если говорить об отдельных видах вооружения, то усредненная картина выглядит следующим образом. В течение летней кампании, ВСУ удалось задействовать до 1,5 тыс. единиц легкой бронетехники (БМП, БТР, бронеавтомобили и тд.), не считая кустарно изготовленных образцов на базе автомобилей. Не менее половины этого количества было потеряно в течение прошлогодних боев. За период перемирия восстановить, снять с хранения и изъять из небоевых частей, Украине удалось до 300 единиц, таким образом, на данный момент на фронте в составе частей ВСУ и МВД может находиться до тысячи единиц бронетехники. Впрочем, техническое состояние многих из них остается неизвестным. Не случайно во время недавних боев за аэропорт Украина активно использовала тягачи МТ-ЛБ вместо более логичных БТР и БМП.
Еще более впечатляющие потери, понесли танковые подразделения. В механизированных и танковых бригадах ВСУ общая штатная численность танков составляет 420 единиц. Непосредственно в боевых действиях, начиная с мая 2014 года, было задействовано не более 300-350 единиц. Гибель или захват более чем сотни машин подтверждается фотоматериалами, размещенными на специализированных ресурсах. Естественно, что не все потерянные Украиной танки были сфотографированы и выложены в сеть. Какая-то часть также вышла из строя по техническим причинам, кроме того не все трофеи захваченные ополчением были продемонстрированы широкой публике. В итоге общая численность потерь могла достигать 200 единиц. Таким образом, из имевшихся в наличии в начале войны танков, в частях к концу активной фазы боев находилось еще около 200-220 единиц.
В течение осени были предприняты определенные меры для пополнения столь значительной убыли. Вероятно, в действующую армию была передана часть танков из учебных подразделений. Кроме того, были перенаправлены 50 танков Т-64, предназначенных для поставки в Конго. Украинские предприятия стали активнее осваивать запасы техники в хранилищах и постарались поставить в строй наиболее кондиционные машины. По разным оценкам, эти меры позволили получить ВСУ до 150 танков различных моделей. Стоит отметить, что на сегодняшний день Украина уже эксплуатирует десять модификаций Т-64 и Т-72, что создает определенные трудности с их эффективным обслуживанием. Так или иначе, с учетом танков оставшихся в частях после летних боев, можно говорить, что механизированные и танковые бригады ВСУ вновь могут задействовать до 350 машин.
Однако стоит отметить, что в плане качества и оснащенности эта техника, судя по всему, существенно уступает тому, чем располагала ВСУ весной прошлого года. Показателен случай с техникой, которую Порошенко торжественно передал армии 5 января. В числе прочих, в этой партии были и более 30 танков (танковый батальон), которые также были приняты президентом у Львовского танкоремонтного завода и формально переданы 14 механизированной бригаде ( Это бывшая 51-я бригада с Волыни, которая стала козлом отпущения за поражение под Иловайском и была расформирована, но по сути, в бригаде поменялся лишь номер). Однако, командир танкового батальона бригады, для которого предназначались танки, уже после торжественной церемонии отказался их принимать. По его словам, подавляющее большинство техники не пригодно к эксплуатации. В ответ на эти обвинения советник президента Бирюков заявил, что на 12 танках всего лишь не установлены радиостанции. И все же, как минимум 30 из 150 танков полученных ВСУ в качестве пополнения, могут быть неудовлетворительного качества и вероятно будут доработаны. Кроме того этот случай показывает, что Порошенко, как верховный главнокомандующий не слишком вникает в такие мелочи, как техническая пригодность вооружений, которые он берется торжественно передавать армии. Вполне можно предположить, что и техника, передаваемая на протяжении осени-зимы в менее публичных случаях, находится в подобном состоянии. Да кадры с техникой передаваемой ВСУ, показали, что украинская армия уже ощущает нехватку радио-электронного и навесного оборудования, а также современного стрелкового вооружения. К примеру, передаваемые там же 5 января бронированные тягачи МТ-ЛБ оказались оснащены пулеметами ДШК 1938 года образца.
И все же ВСУ по-прежнему обладает внушительным парком всех видов бронетехники.
Столь же тяжелые потери в летней кампании понесла и артиллерия ВСУ. Общая численность штатной артиллерии механизированных, танковых, аэромобильных и артиллерийских бригад, составляет около 1,5 тыс. установок. Из них в зоне АТО было задействовано до 900 систем разных калибров. Наиболее чувствительные потери понесли артиллеристы подразделений, последовательно попадавших в целый ряд котлов июня-августа 2014. К примеру, из почти 200 штатных самоходных орудий «Акация», которые являются основой артиллерии механизированных и танковых бригад, в боевых действиях было активно задействовано около 130 единиц. Не менее 60 из них были либо захвачены, либо уничтожены - половина этих потерь имеет фото и видео подтверждение. Таким образом, ВСУ потеряла около трети штатной численности установок этого типа.
Не лучше обстоит дело и с потерями других типов артиллерии. Бригады, особенно пострадавшие во время неудачных наступлений, такие как 72-я, 79-я, 51-я, 30-я, 24-я, 25-я потеряли до двух третей штатной артиллерии, как самоходной, так и буксируемой. Тяжелые потери понесли и другие бригады. Всего же, потери в этом виде вооружений могут составлять до 40% от задействованного количества или почти треть от штатной численности артиллерии ВСУ. Впрочем, не смотря на столь серьезные потери, Украина еще имеет в запасе большинство типов артиллерии и способна восстановить группировку в прежних объемах. Однако если подобный масштаб потерь повторится, то лишь импорт тяжелых вооружений сможет помочь ВСУ сохранить этот род войск. Исключение составляют лишь специфические артсистемы типа десантных НОН, а также тяжелая артиллерия. Восполнить потери этих орудий Украина уже не в состоянии. Не случайно были сняты с консервации и поставлены в строй три 203-мм самоходных установки «Пион», которые считаются сравнительно устаревшими орудиями. И все же в артиллерийской компоненте Украина, скорее всего все еще сохраняет примерно летний уровень оснащённости.
Что касается живой силы, тот тут Украина так и не смогла вырваться из замкнутого круга образовавшегося летом и превысить июльский пик в 50-55 тысяч человек. На фоне непрерывных поражений 3-я волна мобилизации была сорвана и по разным данным из 60 тыс. запланированных пополнений призвать удалось до 10 тыс. К началу сентября в результате потерь Украина имела в зоне АТО группировку в 35-40 человек. Кроме того, за период перемирия, в результате того, что военнослужащих начали отправлять домой в отпуска, одни только территориальные батальоны потеряли дезертирами до 2 тыс. человек. Эти военнослужащие предпочли просто не возвращаться из отпусков. Учитывая призванных и вернувшихся в строй после ранений, численность войск возросла до тех же 50-55 тыс. солдат и офицеров. Непосредственно части ВСУ из них составляют до 40 тыс., остальные это подразделения МВД и всяческие добровольческие формирования. Объявленная 4-я волна мобилизации, вероятно, будет сорвана, как и предыдущее. Прошло менее двух недель с момента её начала, а в различных регионах Украины уже начались стихийные бунты. Советник президент Бирюков, уже даже успел окрестить украинских военнообязанных «трусливыми скотами», а Владимир Путин, предложить украинцам убежище в России. Из всего этого можно предположить, что более 10-15 тыс. человек призвать в армию не удастся. Да и эти новобранцы прибудут в зону боевых действий не ранее чем через месяц. Поэтому в случае, если раньше этого времени на фронте ВСУ произойдет какой-либо кризис, латать дыры в обороне придется наспех сформированными подразделениями тыловых служб, а также пресловутыми «прокурорскими ротами».
Оценивать численность украинской авиации, уже не имеет смысла. Потери, понесенные в летних боях, оказались для ВВС Украины невосполнимыми. И в дальнейших боях летчики уже не будут играть никакой заметной роли.
Что касается ВСН, то здесь провести оценку сил ввиду нерегулярного состава значительно сложнее. Стоит сказать, что потери в технике, ввиду её малочисленности, в летних боях у противников ВСУ были в среднем в 8-10 раз ниже. А учитывая многочисленные трофеи, то бои июля-августа лишь нарастили количество тяжелых вооружений в руках повстанцев. Кроме того, ВСН активно оказывалась братская помощь, в результате чего рост вооруженности этой армии, сдерживался лишь численностью подготовленных расчетов и экипажей.
Численность и оснащенность ВСН эксперты рассчитывают по количеству бригад. В настоящее время численность ВСН составляет 10-12 механизированных бригад, кроме того упоминается артиллерийская бригада, несколько танковых батальонов, несколько отдельных батальонов наподобие «Спарты» и «Сомали», казачьи формирования. Общая численность всех эти подразделений, может достигать 30 тыс. человек, которые имеют на вооружении до 200 танков, 500 единиц легкой бронетехники и до 400-500 артиллерийских орудий разных типов. Отдельно стоит сказать, что в отличие от Украины части ВСН, благодаря братской помощи, вероятно, располагают техникой лучшего качества, чем их противники. Кроме того, они лучше обеспечены боеприпасами, а также такими различными типами специальной техники, как станции радио-электронной борьбы, комплексы артиллерийской разведки и связи. Кроме того, в последнее время появлялась информация, что в таком компоненте, как тяжелая артиллерия, ВСН уже добились преимущества над украинскими силовиками.
Таким образом, ВСУ номинально все еще превосходят ВСН по численности и количеству вооружений в 1,5 раза, за исключением танков, где установился паритет и различных средств разведки, в которых ВСН уже имеют преимущество. И все же стоит отметить, что преимущества ВСУ является довольно условным. Еще в августе некоторые «активисты», да и сами военнослужащие отмечали, что украинские силовики окончательно разделились примерно на три равные группы. Во-первых, это те, кто готов выполнить любой приказ, вторые это те, кто готов воевать в благоприятных условиях и третья группа – военнослужащие, которые желают лишь поскорее вернуться домой и всячески избегают участия в боевых действиях. Сильной стороной ВСН напротив, традиционно является комплектование исключительно добровольцами. Стоит также отметить и работу по централизации командования и приведение бывшего ополчение в регулярный вид с правильной организацией подразделений и тыла. Учитывая это, а также общее плачевное состояние украинской техники, значительную долю просроченных боеприпасов и недостатки снабжения, можно говорить о том, что по итогам перемирия на фронте установился паритет сил. Не позднее апреля-мая, ВСН, в случае продолжения перемирия, могли бы обеспечить себе уверенное превосходство во всех видах вооружений, а возможно и в общей численности личного состава.
Можно констатировать, что обе стороны подошли к моменту возобновления боевых действий, не реализовав в полной мере планов по укреплению собственной боеспособности. Ни ВСН, ни ВСУ не успели обеспечить себе достаточного преимущества над противником. И все же, война возобновилась. Произошло это, точно также как и в предыдущие месяцы, исключительно по политическим причинам. Оценивать и анализировать эти причины, предоставляем политологам и специалистам по международным отношениям. И все же стоит сказать несколько слов, относительно возможных мотивов украинского руководства.
Вторая часть вот здесь