Стратегия Пекина в Центральной Европе
Что представляет из себя китайский проект «16+1».
Сотрудничество Китая со странами Центральной и Восточной Европы (далее ЦВЕ) как единой региональной группой из 16 государств (далее «16+1») официально стартовало в 2012 году.
«16+1» — инициатива Китая, суть которой заключается в активизации сотрудничества с 11 странами — участницами ЕС и пятью балканскими странами (Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Латвия, Литва, Македония, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Хорватия, Черногория, Чехия, Эстония) в области инвестиций, транспорта, финансов, науки, образования и культуры.
Установочный саммит «16+1» состоялся в 2012 году в Варшаве (Польша). На нём Китай выступил со всеобъемлющей инициативой по сотрудничеству с 16 странами Центральной и Восточной Европы — «12 мер Китая для поощрения дружественного сотрудничества со странами Центральной и Восточной Европы» («China’s Twelve Measures for Promoting Friendly Cooperation with Central and Eastern European Countries»), которая является главным документом формата «16+1».
Справка. Саммиты проводились в Варшаве, Польша (2012); Бухаресте, Румыния (2013); Белграде, Сербия (2014); Сучжоу, Китай (2015); Риге, Латвия (2016); Будапеште, Венгрия (2017).
Задачи Китая в рамках прямых иностранных инвестиций (далее ПИИ) в ЦВЕ следует рассматривать в контексте целей развития, изложенных в XII пятилетнем плане на 2011–2015 годы.
Данный план определяет направленность Пекина на приобретение стратегических активов, которые позволят китайским компаниям повысить свою конкурентоспособность на мировых рынках.
Главная цель — получение доступа к технологиям и исследованиям, международным каналам продаж и узнаваемым брендам, обеспечение поставок сырья для китайской экономики. Дополнительной целью китайских предприятий является инвестирование в проекты в области внешней инфраструктуры, а также предоставление льготных кредитов для проектов, реализуемых китайскими подрядчиками.
Подробный каталог приоритетных отраслей промышленности, опубликованный министерством торговли Китая в 2011 году, в начале дипломатического «наступления» Пекина в регионе, даёт более подробное представление о стратегии КНР по инвестициям в Центральной и Восточной Европе. Он включает и рекомендации для китайских инвесторов в 12 из 16 стран ЦВЕ (не включены в документ Болгария, Эстония, Словакия и Черногория).
*
Приоритетные секторы для ПИИ, рекомендованные китайскими властями, различаются в зависимости от специализации каждой из стран ЦВЕ. Для государств с менее развитыми отраслями промышленности, в основном на Западных Балканах, рекомендованы операции в горнодобывающей, деревообрабатывающей и пищевой промышленности. Компании с сырьевым профилем, часто принадлежащие государству, указаны в качестве потенциальных целей приобретения. В более развитых странах, таких как Венгрия, Польша и Чешская Республика, акцент поставлен на информационные технологии, автомобилестроение, электронику, биотехнологии, нанотехнологии, точную инженерию, научно-исследовательские центры.
Согласно официальным данным, сотрудничество в рамках формата «16+1» способствовало росту торговли стран ЦВЕ с Китаем. Так, в период с 2011 по 2015 гг. он составил почти 30%, а китайские ПИИ в регионе увеличились вдвое (до почти 1,8 млрд долл. США).
Следует подчеркнуть, что измерение потока прямых иностранных инвестиций из Китая сильно затруднено из-за значительной роли в таких сделках офшорных финансовых центров, а также несовершенства статистических методов. Это приводит к искажению официально опубликованных данных как китайских, так и европейских источников, а также к значительной недооценке объёмов китайских прямых инвестиций.
Следующие данные, опубликованные Национальным бюро статистики Китая, дают представление об официальных объёмах накопленных прямых китайских инвестиций в Центральной и Восточной Европе.
Пекин, оценивая относительную неэффективность своей инвестиционной политики в ЕС–11, старается адаптировать свою деятельность к местным условиям. Важным шагом в этом является создание инструментов, в которых китайские финансовые учреждения и компании будут выступать в качестве ответственного инвестора, размещая свои собственные средства в регионе и принимая на себя некоторые из бизнес-рисков. Параллельно с созданием кредитной линии Exim Bank создал фонд прямых инвестиций (приобретение и продажи негосударственных компаний). Размер Фонда — 435 млн долл. США. Его деятельность до сих пор ограничивалась инвестированием в существующие компании (например, ветряные электростанции). С 2015 года китайский коммерческий банк ICBC ведёт переговоры с местными органами власти о новом финансовом холдинге Sino-CEE. Проект нацелен на долгосрочные инвестиции в инфраструктурные проекты в регионе.
Дальнейшие действия в этом направлении означали бы изменение роли Китая в регионе от кредитора до реального инвестора. Это, однако, потребует некоторой гибкости со стороны Пекина, а также общей координации стран ЦВЕ в регионе.
Отличие между Центральной Европой и остальной частью ЕС по уровню инфраструктуры всё ещё очень велико: в ближайшие годы регион будет продолжать сталкиваться с необходимостью развивать энергетическую и транспортную инфраструктуру. В то же время странам региона ещё не удалось накопить собственный капитал для удовлетворения своих инвестиционных потребностей, они остаются зависимыми от иностранного капитала.
С точки зрения стратегии Китая по увеличению прямых иностранных инвестиций в ЦВЕ, наибольшего успеха формат «16+1» достиг в рамках укрепления двусторонних межгосударственных отношений. В то же время Пекин не смог добиться эффективного, равнозначного многостороннего сотрудничества во всём регионе. Дальнейшее развитие многосторонних экономических институтов «16+1» потребует решения проблемы конкуренции китайских и европейских инвестиций, например, путём концентрации усилий на трансграничных проектах в рамках Нового шёлкового пути.