И правда, для русских Одесса – это свой, русский город. Чтобы не говорили кастрюлеголовые пропагандисты, Одесса – город построенный русскими, за русские деньги. От первого до последнего камня. И пусть для этого и привлекали иностранцев, но с украинским паспортом там не было никого. Это город, выстраданный русской кровью и потом. Стоит ли говорить, что никогда никакого отношения Одесса не имела ни к современной Украине, ни к УНР, правопреемником которой видят эту страну деятели по типу Вятровича?! Нужно ли напоминать, что в состав СССР Украина вошла вообще в составе нескольких центральных областей, без Одессы?! И без всего юго-востока!
И, между прочим, Украина тоже не имеет никакого отношения ни к Донбассу, ни к Крыму, ни к Николаеву с Херсоном. Вообще, нынешней украинской власти свойственно присваивать чужое, в том числе и чужие заслуги.
Так вот. Я таки имею что сказать за Одессу. И я расскажу в этой статье, как живет Одесса с начала майдана. Расскажу то, что видел сам. Напишу о том, что говорят люди.
Итак, по мнению большинства настоящих одесситов (а не тех, кто понаехал с западении еще со времён оранжевой революции), Одесса находится в оккупации. Временной. Но не с 2014 года, а с времён развала СССР. Одесситы никогда не делили друг друга на хохлов, москалей, чурок и т.д. В Одессе всегда была своя нация – одесситы. Одесситы, которые: (далее цитата одного знакомого) «живут в русском городе, построенном русскими царями за русские же деньги». С Украиной никто никогда вольный город не ассоциировал. И до сих пор слоган участников акции Бессмертный полк «Одесса – русский город!» приводит в бешенство нацистов на 9 мая.
Когда начался евромайдан в Киеве, в Одессе как-то все поначалу было спокойно. Большинство одесситов не хотело, и не могло ходить на какие-то митинги. Не могло, потому что все работали. В Одессе основная масса жителей занята работой. А не революциями. Лично я, когда пару раз посмотрел новости из Киева, сначала вообще не придал особого значения этим движухам. И вообще было совершенно не понятно, какого черта куча молодых людей во время рабочей недели, вместо того, чтобы учиться или зарабатывать деньги, стоят на этом майдане.
Дальше было вот что. Как-то в пятницу вечером мне позвонил мой товарищ и сказал: «Быстро включай новости». В новостях я увидел, как подонки в масках фигачат «Беркут» и солдат ВВ. Мой друг бывший ВВ-шник, поддерживал связь со знакомыми из Киева, которые как раз могли рассказать о том, что они видят вживую на улицах. Мы сильно возмущались, начали пересматривать новости за последние несколько дней и просто пришли в ужас от того, что мы увидели. Потом по городу пошли движения. Начались митинги (может они были и раньше, но я как-то не замечал). Из всего моего обширного круга общения у меня оказался только один знакомый (уроженец Тернополя), который поддерживал евромайдан. Потом он, как мне рассказали, потерял работу и уже два года как ездит в Москву на заработки.
Мы выходили на улицы, общались с единомышленниками. Знаете, что мы видели?! Возле памятника Дюку де Ришелье, собиралась вся эта гопота, которую привезли на автобусах из других городов. Так вот. Несколько десятков раз я проходил там, и постоянно там было не более 15-20 человек. Потом на разовые акции привозили конечно до нескольких сотен, делали картинку. Что характерно, на всех этих майданутых акциях и митингах, одесситов практически не было. Большей частью обдолбанное западенское быдло. Чем они занимались в свободное от «работы» время? Не знаю. Знаю только, что по одному, по городу ходили редко. И практически всегда ходили под какой-то дрянью. Иногда вступали в политическую полемику. В городе их не любили и иногда били. Сильно. Был случай (это я сам видел), когда на проспекте Академика Глушко шли четверо вот этих скакунов с украинским флагом и пивом. Орали про Путина и про славу. Сидели на скамейке две девчонки и два парня. Скакуны им что-то крикнули, назвали москалями и т.д. Ну пацаны встали и со словами: «Я в своем городе, я русский и не вам меня учить, и я этот флаг тебе засуну в …» несколькими короткими ударами испортили портреты сторонников гидности очень основательно.
Сначала одесситы казались инертными. Но когда с майдановских трибун стали звучать призывы убивать русскоязычных граждан и тому подобная фигня, народ начал реально выходить на митинги. Я видел огромное количество человек с российскими и имперскими (!) флагами, георгиевскими ленточками. Сотни, а потом и тысячи голосов кричали: «Одесса – русский город!». Многие хотели создания Одесской республики. Не хочу сейчас рассуждать о том, хорошо это или плохо, но отделяться тогда реально хотели.
Было интересно отношение одесситов к событиям в Крыму. Самая популярная реакция была: «Ну, слава Богу, началось! Завтра – послезавтра и у нас будут вежливые люди». Вот так. Ждали, ждали русские танки!
В какой-то момент стало понятно, что Россия не поможет (в силу объективных и субъективных причин). Так же выяснилось, что (это на мой взгляд) антимайдановские организации разобщены, и получили уже из России информацию, что помощи не будет. Было видно, как они пали духом. Стало понятно, что их вот-вот могут арестовать. К тому же, случились события 2-го мая…
Да, Одесса за свою историю знала много горя. 2 мая 2014 года случилась одна из самых трагических дат в ее истории. По официальным данным, более 40 человек убили фашисты. Всем эта история известна. Что касается одесситов, то мне кажется именно тогда, 2 мая, их отношения с Украиной разорвались. Навсегда. Точка невозврата была пройдена. Лично для меня это было так.
Кроме этого, для меня тогда закончилась одесская милиция. Потому что я, извините, простой обыватель, не знающий раскладов и далёкий от политики, не понимаю, почему одесская милиция, имевшая оружие и все средства для подавления беспорядков не расфигачила этих подонков. И я прекрасно видел, как мужчины, приходящие на Куликовое поле принести цветы, сжимали кулаки. Я слышал, как они говорили нескольким сотрудникам милиции, которые стояли на месте трагедии и типа порядок охраняли: «Что вы тут стоите сейчас! Где вы были позавчера, когда наших мальчиков убивали фашисты?! Вы сами зассали, так дали бы им оружие! Зачем оно вам? Идите прочь!»
Очень многие в России спрашивают, почему Одесса тогда не восстала против хунты. Это обсуждалось во многих семьях на кухнях каждый день. Но вы поймите: для того, чтобы поднять восстание, нужен для начала лидер. Лидер, вокруг которого соберутся люди. Могу ошибаться, но мне кажется, что тогда абсолютно все лидеры одесского антимайдана уже были за пределами города и страны. Я ни в чём их не обвиняю. Как вышло, так вышло. То, что не было в Одессе единого какого-то движения, которое бы подпитывалось деньгами, и поддерживалось бы в Москве, мне кажется, не их вина. Возможно, имелся просчёт российской разведки. Не знаю. Но со стороны обывателя это выглядит так.
Вот и вышло, что лидера нет, единого фронта нет, оружия нет. Поддержки Москвы не будет. Но мужики были готовы. Большинство.
Как же живёт Одесса сейчас?
Вечер. Центр города. Улицы залиты разноцветными огнями. Всё красиво, чарующе, волшебно. Беззаботно ходят за ручку влюблённые парочки, в заведениях греет себя напитками молодёжь. Всё это – внешний фасад. Так сказать, декорация. Но что на самом деле происходит в городе?
Что произошло, после воцарения потомков шумеров?
А этими шумерами нанесен удар по экономике страны, что сильно отразилось на Одессе. При общей политической нестабильности, резко упал уровень жизни. Многие из тех, кто раньше называл себя средним классом, оказались на грани выживания. Я уже не говорю про крупные предприятия.
Кризис затронул абсолютно все сферы бизнеса. Резко снизилась покупательная способность населения. С середины 2014 года повально начали закрываться предприниматели. Эта тенденция продолжается и сейчас.
Особенно плохи дела в торговле. Раньше парковки у гипермаркетов были полны машин в любое время, в любой день недели. Сейчас они заполнены процентов на тридцать. Раньше одесситы жили более-менее сносно. По крайней мере, могли себе позволить многое. В городе всегда кто хотел зарабатывать, тот зарабатывал. Тележки в магазинах у покупателей всегда были полные. А сейчас берут лишь самое необходимое. Если поговорить с продавцами на рынках, то они могут рассказать, как люди стали покупать две груши, один апельсин для ребёнка. Как приходит к лотку бабушка и просит три картошки. Мясо, мёд и даже копчёная рыба стали роскошью. И берут очень «по чуть чуть». Красная икра только на Новый год. Алкоголь дорогой почти никто не покупает, берут самую дешёвую водку. В сезон фруктов и овощей, даже при минимальных ценах, горожане на закрутки берут значительно меньше.
Более того, городскими властями был фактически уничтожен малый бизнес в сфере торговли. Коррупция достигла небывалых размеров. Оформить документы на законную торговлю без взятки невозможно. При этом незаконная, стихийная торговля покрывается чиновниками. Спальные районы города захламлены ящиками, столиками, с самой разнообразной едой сомнительного происхождения. Царит жуткая антисанитария. Регулярные случаи отравлений никак не трогают чиновников. Лишь бы платили взятки. Зачем нужны предприниматели, которые будут платить налоги, если несколько служб ходят и обилечивают вот эти рассадники грязи и бактерий?!
Что говорить о стоимости коммунальных услуг! Тут вообще доходит до маразма. Вот я никак не понимаю, как можно так поднимать тарифы! Вот, например, пенсия у пенсионера 1600 гривен. А только за отопление приходит платеж 2200 гривен за трёшку в хрущевке. А ещё свет, вода и т.д. И вот скажите мне: где пенсионер должен брать остальные деньги? А жить на что?
А сколько бензин сейчас стоит, знаете? Литр бензина А-95 сейчас обойдется в 33 гривны.
НО! Ведь всё это не главное! Я уже сбился со счета, сколько в Одессе, например, за прошлый год, прошло «мегамаршей в вышиванках»! В новостях вижу «В Одессе пройдёт очередной ежегодный мегамарш в вышиванках!». Ну, прошел он. Вышло три калеки, покрасовались, разъехались. Проходит пару месяцев. Тоже самое! Опять «очередной» и «ежегодный». И так раза три или четыре. Особым шиком у них считается одеть вышиванку на Дюка. Интересно, что одесситов там практически нет. Свозят на автобусах с других городов. И идут такие они в вышиванках своих и с непременным атрибутом – рюкзаком. Ну, каждый же одессит рюкзак с собой обычно берёт, когда идёт на марш вышиванок!
И вообще, одесситы особо не участвуют в патриотических мероприятиях. Практически всегда это местные «правосеки» и иже с ними. Не уверен я, что там одесситов много. Плюс массовку завозят.
Туризм и пляжи летом.
Одесса с каждым годом все меньше становится привлекательной для туристов. Этому значительно способствуют срывы концертов, выступлений и других мероприятий. Раньше очень много россиян отдыхало на наших пляжах. Сейчас на одесском побережье отдыхают небольшим очень числом белорусы. Иногда заезжают словаки, поляки… Но это так, единичные случаи. Но основную массу курортников составляют выходцы из западной Украины! А санатории полны хероями АТО. На городских куча неадекватных бритоголовых молодчиков с татуировками в виде свастик и остальной фашисткой символики. С такими сильно приятно рядом на пляже быть?
Очень не довольны владельцы ресторанного бизнеса. Они жалуются, что «вот только эти с западной приезжают, все они без денег, но с гонором. Им всё «дуже дорого»: придут в кафе, полистают меню, в туалет под шумок сходят и уходят. А могут и скандал устроить, а чего это им не на мове отвечают. А русские не едут! И не приедут, пока эти здесь бал правят».
Одесситов унижают. У них забирают язык и историю. Многие родители очень переживают от того, что написано в учебниках истории у их детей. Русского языка в школах практически нет. Тотальная украинизация детей. Это многих очень возмущает, иногда доходит до конфликтов.
В кинотеатрах, естественно, всё на мове. Многие одесситы перестали из принципиальных соображений туда ходить и детям деньги на билеты давать перестали.
Но больше всего возмущают одесситов представители праворадикальных организаций. Их вроде бы не очень много, но зато им позволено многое. Им можно кого-то избить, за то, что он одел футболку с гербом СССР; им можно разбить стекла в машине, на которой георгиевская ленточка; им можно безнаказанно нарушать общественный порядок, уничтожать чужую собственность, срывать концерты, судебные заседания; им, наконец, можно высказывать свое мнение – остальным свое мнение высказывать нельзя. Очень возмущают одесситов нападки нацистов на церкви московского патриархата.
Ну и конечно, переименование улиц. Тут одесситы что могли, сделали. Но результат, конечно же, в пользу «переименователей».
Но неужели это всё Одесса проглотила? И 2 мая, и нацистов, и нападки на русский язык и историю, переименование улиц и повышение тарифов? Неужели вот так вот все устаканилось? Мы с вами знаем, что жители города умеют приспосабливаться. И даже во время немецко-румынской оккупации, одесситы, которые находились тогда на территории города, как-то умудрялись жить. Кто-то даже открывал свой бизнес: парикмахерскую, кондитерскую, магазинчик. При этом эти бизнесмены (не все, но многие) находили возможность помогать подпольщикам. Но так же известно, что когда город освободили советские войска в 1944 году, то войска НКВД немного запоздали. А когда они появились в городе, то увидели, что их работу во многом уже сделали местные жители: предатели висели на деревьях. Вот так вот. Урок истории.
Сдалась ли Одесса? Нет. Я знаю, что не сдалась. Люди очень злые на эту власть. Одесситы не забыли Дом профсоюзов. Украины для многих из них больше нет. И самое главное, что уже перестают бояться всего этого террора. Вспомните, как проходило 9 мая 2017 года в городе! Был Бессмертный полк. Были сотни тысяч людей на Аллее Славы! По городу ездило много машин, из которых на полную громкость были включены военные песни. Город отмечал любимый праздник. И я верю, что если будет искра, из нее разгорится пламя! Один одессит мне написал: «Знаешь, никто не забыт. И ничто не забыто. А мы должны ждать».
Сергей Александров, специально для News Front