Давно я собирался, всё никак не складывалось, но люди ждут, пишут, просят, даже требуют: Керк, где пропал? Где очередная глава, как у вас дела? Кстати сказать, тут уже подмечали и я обратил внимание: вот вопрос "Как вам тут, в России" задают именно здесь, на форуме переселенцев. А стоит в беседе хоть с кем тут упомянуть, что я - переселенец, что мы сюда переехали из Украины... Ну хоть бы кто спросил "И как вам тут?" НИ-РА-ЗУ. То есть совсем. Но практически каждый спросит: "И как вам там было?" или "А что, там, на Украине, совсем п..ц?" Такое вот наблюденье-с. Впрочем, мы к этому относимся совершенно спокойно, и никаким эпитетом, помимо "интересное наблюдение" я это и не назову.
Кругом-бегом, а мы в России прожили полные пятьсот дней и даже больше; помнится, в 90-х один фрукт обещал за 500 дней Россию вытащить из... Ему, слава Небу, тогда не поверили и он по сей день продолжает чего-то там обещать и пытаться сравнивать и искать параллели между Россией и... Южной Кореей. Ну что тут сказать: удачи, фрукт.
Ладно, будет считать вступительное слово завершенным, а я, как человек, успевший за вот эти вышеуказанные 550 дней накрутить колесами больше 50 тысяч километров, имею пару слов за автомобили, автомобилистов и дороги, по которым всё это дело катится.
Итак, автомобили.
Для украинца, особенно ежели вы не из центральных городов, тут будет в диковинку прежде всего количество. Машин на дорогах не то что много. Их тьма. Любопытно, что я это осознал как-то не сразу и не так, как полагается - через личные наблюдения и собственные выводы. А вот когда приехала моя мама и начала высказывать свое изумление количеством грузовых фур на М4 (а они и действительно идут чуть ли не сплошным потоком, требование ПДД держаться на трассе правой полосы не так-то просто выполнить) - вот тут я и начал смотреть на дорогу мамиными глазами, а не только с точки зрения ехать-соблюдать-прогнозировать ситуацию. И увидел, что да: ну очень много на дороге машин! В Одессе тоже есть час пик. И кто живет на поселке Котовского а работает в центре - отлично знает, что такое ехать утром час на работу по той самой дороге, по которой вечером можно доехать за двадцать минут.
Нормально прочитали, да?
Еще раз от слова "ехать..."
Час - во время пик, 20 минут - в любое другое время. Так вот: в Ростове я на работу утром доезжаю тоже за час. Как в Одессе с Поскота в центр, ага. Вот только один нюанс: в не-пиковое время я доеду до своей работы минут за восемь. А если угадаю чтоб все светофоры по дороге зеленые - то и меньше. И оно понятно: расстояние небольшое, шо тут ехать-то... Если б не то, что не успел я со своего переулка выехать утром - и всё, уткнулся. Можно слушать музыку, радио, и пить кофе из термоса не спеша. Чем я и занимаюсь.
Хм, да, когда-то в Одессе у меня украли скутер. Поскольку транспорт в семье был ну очень нужен - я через неделю купил себе другой. Причем, в семье это воспринималось как само собой разумеющееся и выглядело вполне адекватно ситуации; речи о том, чтоб купить не максискутер, а хоть какую-нибудь старенькую "Ладу" - не шло вообще. Потому что содержать автомобиль нам было не по карману, да и как-то незачем: Любимая дома, у меня работа рядом, зачем нам платить за лишний бензин... И я помню, как тут, на форуме споткнулся глазами об название темы "Какую машину вы планируете купить в России и почему?" А вы не спотыкались? Т.е. "купить / не купить" - вообще не обсуждается. Зато у меня на работе большинство коллег с ба-альшим удивлением относятся к тому, что для работы и для семьи у меня один и тот же автомобиль. Тут, видите ли, не Америка (та, о которой мечтали советские дети) а вполне себе Россия. Где два автомобиля в семье уже норма.
А дороги!..
Уже говорил не раз, но повторю не поленюсь: дураков еще хватает, но с проблемой дорог в России таки справились. Понятно, не везде и не всегда на пятерку, но в-целом между городами можно ехать с комфортом и быстро, и не отвлекая драгоценное водительское внимание на качество дорожного покрытия. Потому как если оно, это качество, где-то хромает - то днем и ночью это место обозначено, подсвечено яркими мигающими огнями, и там мульён людей вот это качество исправляют. А еще - специальные машинки, которые моют вертикальные стенки отбойников, разделяющих полосы встречного движения. А еще - люди, которые тряпочками протирают светоотражатели на этих отбойниках...
Один интересный нюанс, который я сейчас вам расскажу.
Вот всё то, что я выше описываю, неумело пытаясь передать свое удивленное восхищение - я бы сейчас не смог ни сгруппировать, ни вспомнить. Просто потому что - привык. Привык, как к само собой разумеющемуся. Но когда-то, на протяжении вот этих прошедших пятисот дней - я всё это узрел впервые. И каждый раз был удивлен до такой степени, что... тезисно записывал всё увиденное! Сначала на любой клочок бумажки, в шаблон СМС, или просто делал фото; потом - в файл Word, и вот сейчас я держу этот фай открытым читаю вот эти свои короткие записи и не всегда понимаю: а что, собственно, удивительного.
Ну да: я в Одессе никогда не видел камеру слежения. Тем более - камеру контроля полосы общественного транспорта. А здесь - как с добрым утром.
Ну да: я никогда в Украине не видел платных дорог. Я помню шоковое удивление Любимой, когда мы в ночное время подъехали к терминалу оплаты - первый платный участок по пути в Ростов, это необозримое асфальтовое поле с десятками полос, эти шары-отражатели, это море огней, эти сияющие, стремительные, зовущие к скорости тексты ОПЛАТА НАЛИЧНЫМИ... ПРОЕЗД ТОЛЬКО ПО ТРАНСПОНДЕРУ... ЭКОНОМЬТЕ СВОЕ ВРЕМЯ... Что оно за зверь - "Транспондер" - я узнал много позже... И сами платные дороги. Огромные табло-транспаранты СЧАСТЛИВОГО ПУТИ... РАЗРЕШЕННАЯ СКОРОСТЬ 110 КМ/Ч, ВАША СКОРОСТЬ 107 КМ/Ч... Знаки! Дорожные знаки со светодиодной подсветкой с питанием от солнечных батарей! Все проезжают мимо, как мимо фанерной дощечки. Нет в Украине таких знаков! Я никогда не видел в Украине таких!
А скажите мне, как давно вы видели не в книжке ПДД, а в реальной жизни на дорогах знак "Стоянка запрещена"? Не Остановка и стоянка, а именно только стоянка?.. А в Ростове - есть.
А скажите мне, дорогие, вы хоть раз в жизни видели где-то, кроме картинки на бумаге, знак "Обгон грузовому транспорту запрещен"? А в Ростовской области - есть.
Тут вовсю используют дорожные знаки по их прямому назначению, и часто удивляют именно вот этим: уместностью их использования. И на этом фоне, учитывая бешеный трафик, некоторые моменты меня не то что удивляют - они вызывают недоумение. Во-первых: организация перекрестков. Такое впечатление, что русские, в смысле, россияне - ну очень любят строить мосты и всякие там многоуровневые транспортные развязки. Судоходный канал, рядом по берегу нитка железной дороги, рядом автомагистраль а сверху параллельно, перпендикулярно и еще на косую - еще три автомобильных моста. Считать с авиасообщением - и у вас получится транспортная развязка для всех видов транспорта в шести уровнях. И никого вы таким не удивите тут. Но ежели негде построить мост... Это полный п..! Хоть какого размера будет круговое движение, хоть сколько полос будет на пересекающихся дорогах - в час пик ниоткуда никуда не пролезешь.. Несогласованные светофоры. Трамвайные остановки не перед, а за перекрестками - это вообще крыша сползает. Вы себе представляете то, что творится на перекрестке, когда трамвай его проехал (рельсы на осевой!) и остановился для высадки пассажиров? Автомобилям-то ехать нельзя! И они в трамвайную остановочку - уткнулись! Как, почему остановка не до, а после перекрестка?! Из каких соображений?
А недалече от меня имеется проспект Стачки, который ремонтировали-ремонтировали, да отремонтировали. В кажную сторону по три полосы, но незадача: первые полосы для общественного транспорта. Так что осталось по две полосы. А посреди - так называемый "Джерси" - бетонный отбойник, разделитель встречных потоков. И занимает он приличный кусок ширины проезжей части. Убрать его и чуток сэкономить на ширине остальных полос - была б не дорога, а чудо. А так - утром 5-километровая пробка "туда", вечером - такая же "оттуда". Использовать уйму места по осевой для организации полосы реверсивного движения - никому в голову не пришло. И вообще я нигде в России реверсивного движения не видел. Там где оно есть - то организовано совершенно кустарно и как временная мера...
А вот еще одна запись в моем файле: чудо-Ока.
Ну, во-первых, живя в Украине я уже стал подзабывать, как автомобиль (ну, это иногда называют автомобилем) Ока вообще выглядит. А здесь стал, так сказать - подвспоминать. В Одессе там и сям можно встретить на дорогах ЗАЗ-Таврию, а в Ростове - ВАЗ-Оку. Нормально. Но ведь вы ж помните размеры этой самой Оки? Шутят, что этот автомобиль не рекомендуется людям, страдающим метеоризмом... По крайней мере, им запрещено закрывать окна в Оке.
Так вот: в Ростове ездят автомобили Ока-фургон. Я долго и пристально разглядывал ЭТО, и был в таком удивлении, что и не подумал сделать фотографию. Ну, наверняка в интернете можно найти такое фото, но мне как-то не встречалось, а тут - наяву...
Общее отношение автомобилистов к своим автомобилям поначалу в глаза не бросается, лишь что-то зацепится за край сознания - да и уйдет, и надо чтоб несколько раз оно зацепилось и тогда вдруг... Улица Варфоломеева, город Ростов-на-Дону. Стоит у бордюра припаркованный Х6, белый. Это не Бентли, конешно, но и как-то не Лада. В Одессе никого не удивишь автомобилем BMW X6. А вот увидеть в Одессе настолько грязный Х6, стоящий сиротливо у бордюра, стоящий вот так, словно брошенный, две недели кряду... В Одессе это невозможно. В Одессе вообще мудрено увидеть Х6 в таком грязном состоянии, если уж на то пошло.
А битый Лексус?
Вы часто видите битые Лексусы - с поцарапанной дверью или вмятым бампером? А в России на это просто не обращают внимания. Не то что все и поголовно - но увидеть помятый автомобиль премиум-сегмента, который явно не планируют вот прям сейчас рихтовать и красить - это Россия.
А еще из автомобильной тематики - цвета автомобилей. Поначалу как-то не обращали внимание, но когда обратили - то вот живем с этим и не перестаем удивляться. Ну нет в России цветных автомобилей! Пятьдесят оттенков серого. Есть белые машины, есть черные, есть все варианты окраски металлик, и есть какие-то тусклые поделки под синий, оранжевый, зеленый, и как-то всё. Увидишь лимонно-желтую или ярко-синюю машину - споткнешься. В чем дело - не понимаю. Ладно бы иномарки, может - заговор? Давят русских блеклыми цветами, чтоб жизнь не казалась радостной и яркой? Но я смотрел намеренно на официальных сайтах каталоги Лады, УАЗ-Патриот - они такие же. Блеклые и невыразительные цвета. Хотите купить яркую машину - ее нет. Разве что под заказ и ждать, долго ждать.
А машин покупают много и - интересное дело, довольно ярко характеризующее степень экономической стабильности страны и населения - все берут кредиты. На автомобили, на путешествия, на смартфоны, на мебель, на все. Мы сперва не понимали легкого удивления продавцов, когда в ответ на "будете оформлять кредит?" - отвечали "нет, оплачиваем наличными". Пока я ждал в автоцентре KIA свою машину с очередного ТО, при мне купили четыре машины: Пиканту, два Рио и навороченный по самое немогу дизельный полноприводной Спортейдж. Все - в кредит.
И я вот не знаю, в Одессе я как-то оформлял кредит, так мне надо было прийти в банк, заполнить вагон анкет, поделиться телефонами родственников, которых еще и обзвонили чтоб убедиться, что я - это я; дать телефон руководителя (которому тоже позвонили) и еще решающим фактором было наличие у меня домашнего стационарного телефона. Кредит дали, да там еще и оказались скрытые платежи и я еле-еле выпутался, и зарекся.
В России я для получения зарплаты оформил себе банковскую карточку в Сбербанке, потом под Новый Год заинтересовался взять кредит, потому что захотелось таких подарков, на которые вот так сразу - не хватает, зашел на сайт Сбербанка, несколько раз кликнул мышкой, отправил код подтверждения, который мне пришел СМС-кой на телефон и через полчаса на карту упали деньги. И общая сумма переплаты по кредиту вышла чуть больше десяти процентов. Хоть бы кто позвонил что-то уточнить!.. Ни фига. Надо деньги - вот те деньги.
Что еще такого, что удивляет... Юбки.
В Одессе увидеть девушку в платье или в юбке, да еще и зимой - ну покажите хоть одну. А в России дамы ходят в юбках и мне, как мужчине, это нравится. А что - не нравится? А вот сала хочу. Нет в продаже сала, обычный кусок соленого сала ни в одной торговой сети не купишь. Разве что запаянное-вакуумированное копченое, да и то оно не сало, а бекон.
Спросить на базаре (ау, одесситы) челогач или подчеревок - дело бесполезное: тут просто не знают таких слов. И в большинстве случаев вам ничего не дадут попробовать. Это в Одессе на Привозе можно прогуляться по рядам копченостей и солений и, в-общем, неплохо так заморить червячка. В Ростове такой номер не пройдет.
...такая вот у меня глава двадцать седьмая. Никаких событий, одни впечатления.
Пробежал глазами предыдущие - эх, есть проблема для тех, кто читает впервые! У меня ведь несколько глав - это интрига о том, как и куда мы переехали. А потом вдруг - разгадка прямо в названии главы. Надо с этим что-то делать. Я подумаю.
Пишите, Игорь, пишите еще - а что, ребята, писать дальше? Наше переселение благополучно завершилось. Мы выполнили этот путь полностью, мы стали полноправными гражданами России. Дочь здесь стала отличницей и ее оценки по русскому языку ставят в пример местным ребятам. Сын три раза в неделю тренируется в бассейне и за это не нужно платить деньги. Я работаю в компании по техническому обслуживанию магазинов сети "Пятерочка", а супруга как-то спонтанно устроилась кассиром в рядом построенную "Пятерочку" и через короткое время стала заместителем директора магазина.
Кстати, совершенно не реклама, а вот то, за что я ручаюсь своим честным именем: в "Пятерочках" таки можете покупать. Цены чуть выше, чем в крупных гиперах типа Ашана, но это и формат другой, но важный нюанс: контроль свежести не на словах. Каждый божий день я помогаю Любимой выбрасывать несколько тележек вполне съедобных продуктов - хлебЮ колбаса, молочка, рыба, пиво - да всё подряд. Срок реализации кончился - товар летит в мусорный контейнер. И за этим следят - жестко и пристально. А если найдете на полках "Пятерочки" просроченный товар - то смело зовите администрацию и можете быть уверены, что вы останетесь удовлетворены реакцией.
Всё больше улиц и переулков в Ростове, откуда я могу доехать домой без навигатора.
Всё реже... Да нет, это теща все реже, а я - так и совсем уж забросил смотреть программы Соловьева. (Правда, по-прежнему кусаю за мягкие места украинских патриотов на Фейсбуке).
Зато мы оценили славный Ростов, как неформальную столицу Южного федерального округа. Есть в Ростове театры, они не пустуют, а мы не пропускаем: начало положил я, подаривши своим девочкам билеты на шоу "Ледниковый период" и это было чудесно; потом Евгений Гришковец привез в Ростов "Прощание с бумагой" - когда он в последний раз был в Одессе, у меня не было столько денег, чтоб позволить себе, а здесь - мы с Любимой без особого напряжения бюджета смотрели на волшебное его искусство с первого ряда балкона и это было нереально; ведь останься мы в Одессе - не знаю, дожили б мы вообще до такого... Потом - новый 2018-й год; я супруге и теще вручил два билета на Максима Галкина; теща аж подпрыгнула от радости. Галкин, как с моей точки зрения - бесспорно талантище, каких поискать, но его юмор немножко не мой юмор. Если на одном конце команда Петросяна, а на другом - Камеди Клаб, то Галкин где-то посередине, а мне надо посередине между Галкиным и Камеди: во как я вывернул.
Скоро в Ростове - золотой голос Энигмы, тут уж я сам себе делаю подарок, музыка этого стиля - моё все, и я пойду на концерт один; а в мае приезжает обожаемая тёщей Елена Ваенга, так что старина Керк снова "попал"...
И как же здорово, что у нас теперь есть такие возможности!
Напоследок...
Напоследок - скрестите пальцы да сожмите кулачки: пожелайте мне главу двадцать восьмую.
Очень я хочу ее написать.
Но писать мне больше не о чем, дальше - чистая беллетристика, обычная жизнь обычной семьи. И есть лишь одно событие, трудноосуществимое по ряду многих причин, но надежда остается и я очень надеюсь... И тогда будет у меня тема для главы номер двадцать восемь. Я жду маму. Она хочет переехать к нам. Но в этом году ей - 75 лет. И самостоятельно эмигрировать в такие годы... Тут-то мы встретим, тут-то мы поможем и всё, что от нас зависит - сделаем. Но там она одна, и без поддержки. Шанс нашего воссоединения невелик, очень невелик... Но вдруг получится! И тогда в моем блоге будет еще несколько свежих слов.
А пока - спасибо вам всем.
Спасибо за помощь, спасибо за теплые слова в комментариях; те, кто еще в пути - пусть всё у вас сложится; те, кто уже как и мы - граждане - пусть всё устаканится и чтоб каждый день вас радовал и каждый день в сравнении с любым днем там, в стране исхода - был лучше и ярче.
А те, кто в самом начале пути или только думает - начинать ли его... Ребята, не раздумывая. Я не знаю, я сто лет не бывал в Средней Азии и понятия не имею, каково там сейчас; но те, кто планирует или раздумывает о переезде в Россию с Украины - вы не раздумывайте и не планируйте. Вы выезжайте немедленно. И вы стопроцентно не прогадаете и не будете сожалеть о своем решении.
И будьте мне здоровы!