Евросоюз, Молдавия и Украина угрожают безопасности Приднестровья
22.02.2018 - 5:30
Евросоюз, Молдавия и Украина угрожают безопасности Приднестровья | Русская весна
В 2017 году с подачи Миссии Европейского союза по приграничной помощи Молдавии и Украине (EUBAM) между Республикой Молдова и Украиной была активизирована работа по совместному контролю молдавско-украинской границы.
Так, в октябре прошлого года между правительствами этих двух государств было заключено соответствующее соглашение, предусматривающее создание на участках границы контрольно-пропускных пунктов. Данному соглашению предшествовало открытие в июне 2017 года одного из таких КПП на приднестровском участке границы в районе населенных пунктов Кучурган (Украина) и Первомайск (Приднестровская Молдавская Республика). Всего на приднестровском участке границы планируется к открытию 13 подобных пунктов.
Особенно возмущает тот факт, что открытие совместных молдавско-украинских пограничных и таможенных постов на приднестровском участке границы осуществляется без каких-либо согласований с Тирасполем, а также при прямой финансовой поддержке Евросоюза (через Международную организацию по миграции и вышеназванной Миссии по приграничной помощи Молдавии и Украине).
Очевидно, все это не соответствует ранее принятым на себя Молдавией и Украиной обязательствам о недопустимости ограничения свободы экономической деятельности и блокады Приднестровья.
По своему содержанию подобные «евросоюзовские» акции являются ничем иным, как целенаправленной «привязкой» торгово-экономической деятельности ПМР на Молдавию и Украину.
К чему это приведет в долгосрочной перспективе, ясно как белый день: к ослаблению предпринимательского потенциала региона на российском рынке, и как следствие — ускоренная интеграция левобережья Днестра в состав Республики Молдова.
Стоит отдельно уточнить, что европейские эксперты уже направили в Кишинев свои рекомендации по социально-экономическому развитию Приднестровья в случае присоединения республики к режиму свободной торговли Молдавии и Украины в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС.
При таком раскладе весь приднестровский бизнес перейдет к системе молдавского таможенного контроля, что логичным образом повлечет за собой регулирование всего товарооборота из ПМР молдавскими властями.
Вполне ожидаемо, что сейчас и в Молдавии, и на Украине все в один голос «кричат» о положительном эффекте от работы КПП «Кучурган-Первомайск» и возросшем уровне удобства пересечения границы простыми людьми.
В Приднестровье же всерьез опасаются следующих этапов таможенного контроля, предполагающих проверку грузов и регистрацию экономических агентов (на текущий момент молдавские таможенники пока только отслеживают транспортные потоки).
По самым скромным подсчетам Министерства экономического развития ПМР, ввиду разницы между законодательной базой Молдавии и непризнанной республики такие нововведения приведут к ежегодным потерям Приднестровьем около 40 млн долларов, что составляет примерно 6% ВВП республики. В свою очередь экономические агенты и граждане будут вынуждены заполнять дополнительные таможенные декларации и заплатят дополнительно до двух миллионов долларов в год.
Безусловно, интересы ПМР в данном вопросе игнорируются полностью и в крайней степени демонстративно. Евросоюз, распространяя экономическое и политическое влияние в таких проевропейски ориентированных странах, как Молдавия и Украина, однозначно рассчитывает на урегулирование приднестровского конфликта на своих условиях.
И потому, риторика Приднестровья об усилении политического давления на республику и о нависших угрозах стабильности и безопасности в регионе в данном случае абсолютно оправдана.