Презирай и зарабатывай
Игорь Молотов
Писатель, публицист
Алексей Серебряков в российском кино не первый день — как актёр он дебютировал в 70-х—80-х: там тебе и «Вечный зов», и «Тихая застава». Популярность же Серебрякову принёс сериал «Бандитский Петербург», где он сыграл в меру благородного гангстера на пару с Дмитрием Певцовым. И ничего в этом зазорного нет — многие большие актёры того времени прошли через горнило криминальных саг. Другое дело, что, например, Павел Майков, сыгравший в «Бригаде» одну из главных ролей, недавно назвал сериал, принесший ему популярность, ни много ни мало преступлением против России.
Почему? По мнению Майкова, «Бригада» негативно отразилась на молодом поколении: многие подростки после выхода сериала на экраны захотели стать бандитами. Не берусь судить, насколько повлиял этот фильм на психологию молодых русских в нулевые, но посыл «бригадира Пчёлы» ясен.
Серебряков пошёл иным путём: «Какая ещё ответственность, если с народом не сложилось?» И, не тратя времени на актёрско-интеллигентскую лирику, он заявил:
«Если отъехать на 30, 50, 70 километров от Москвы, вы увидите много элементов из 1990-х годов. До сих пор ни знание, ни сообразительность, ни предприимчивость, ни достоинство не являются национальной идеей. Национальной идеей являются сила, наглость и хамство».
Эта цитата уже вызвала возмущение не только у его коллег по цеху, но и у значительной части российского общества, которая почему-то отказалась воспринимать серебряковскую трактовку национальной идеи в качестве своей. А что актёр действительно верит в то, что говорит, никаких сомнений нет. Алексей Серебряков — человек последовательный: в 2012 году, после провала протестов на Болотной, он эмигрировал на ПМЖ в Канаду, порвав наконец с полуварварской родиной. Есть только одно но. Из российского кино он никуда не пропал — наоборот, через два года после переезда сыграл в фильме «Левиафан».
Эту картину Звягинцева, я думаю, пересказывать не нужно: продажные представители власти, менты, патриоты, священники, жёлтая беспросветная тайга... и Серебряков, из кадра в кадр прикладывающийся к бутылке горючей водки. Часть нашего уважаемого общества (она обычно составляет на выборах несколько процентов) посчитала фильм культовым, а актёра Серебрякова — национальным героем. Стоит ли говорить, какую восторженную реакцию вызвал фильм о русском ужасе на Западе? Да вы и сами всё знаете.
Кстати, летом 2017 года я с женой ездил в те места, где разворачивались события киноленты: Териберка, рыбацкие посёлки, придорожные кафе и охотничьи рестораны. Климат там суровый, а вот люди — нет. К сожалению, этого мы в фильме «Левиафан» не увидели: лучше показывать пьяных русских свиней и продажную власть.
Проживающий в Канаде Серебряков не спешит отказаться от грязных российских денег: он исправно снимается в сериалах и пополняет копилки шедевров фильмами вроде «Как Витька Чеснок вёз Лёху Штыря в дом инвалидов», созвучными взглядам канадско-российского актёра.
На вопрос, не хочет ли он отказаться от своих слов, сказанных про русских, Серебряков дал жёсткий отрицательный ответ. Хуже всего было его продюсеру, которому пришлось оправдываться за слова своего подопечного: «Он глубоко переживает происходящее в стране...»
Конечно, это очень печальная ситуация, когда артисту приходится зарабатывать в стране, которую он не политически, а духовно презирает (что легко заметить по его регулярным высказываниям). Но ещё более неприятно наблюдать, как наши продюсеры лезут из кожи вон, чтобы Серебряков снимался в их фильмах. Такая всеядность не возможна ни в одной из цивилизованных стран (которых так любит артист). В Голливуде никогда не дадут главную роль человеку, отзывающемуся плохо о стране или её национальной идее. А когда-то из Голливуда изгоняли лишь за одно подозрение в коммунистических взглядах. В России же ты можешь быть трижды русофобом — и пожалуйста, снимайся!
Я лично считаю, что артист после подобных высказываний должен быть решительно удалён хотя бы от фильмов с государственным финансированием. Есть замечательное (но не зарабатывающее) коммерческое кино, есть кинорынок в Канаде, в конце концов есть корпоративы у либеральной фронды, которая исповедует схожие взгляды. Но как можно, получая деньги тех, кто живёт за «30, 50, 70 километров от Москвы», называть их ценностями наглость и хамство, лично мне непонятно. Вне зависимости от таланта, артистизма или человеческих качеств Алексея Серебрякова.