Игорь Плисюк, журналист, Одесса
Эх, молодой человек, как же иногда судьба сплетает события в единое вервие нити свои, иногда – творя из них спасительный канат, который вытягивает нас из беды. А порой – и ту веревку, что становится удавкой… Главное – уметь читать её знаки, понимая, что ждет нас впереди.
Вот и две недавние печальные новости о смертях двух знаковых фигур кинематографа, напрямую связанных с Одессой, как бы предвосхитили третью, не менее печальную новость.
Два режиссера с абсолютно разными судьбами здесь, на Одесской киностудии, начинали свои блистательные, но абсолютно разные пути в искусстве. И – совсем по-разному завершили их. Кира Муратова и Станислав Говорухин.
Муратова – классик современного андеграундного кино, сделавшая свои первые фильмы на рубеже 60-70-х, и на долгие десятилетия пребывавшая в вынужденном простое. И – вернувшаяся в профессию, сняв еще множество своих непростых, жестких и жестоких фильмов, которые порой не без оснований обвиняли в излишней усложненности и мизантропическом духе. Но – они принесли и ей, и нашей киностудии, всемирное признание и множество высших наград престижнейших фестивалей.
Однако… после того, как украинские чиновники от кино фактически, отказали ей в деньгах на завершение последней ленты «Вечное возвращение», и заканчивала она работу уже на с трудом собранные спонсорские средства, Кира Георгиевна заявила о своем уходе на покой. Без всяких политических мотивов. Дескать, устала…
Хотя – все коллеги знали: прямо не мотивируя, наши «блюстители казенного благочиния» в кулуарах четко заявляли: «а чего это мы будем давать наши народные украинские гроши на русскоязычное кино?!». То, что речь идет о всемирно известном режиссере, приносившем стране почет и славу, их не волновало! И – весьма пожилая, но еще вполне физически и творчески активная, Муратова буквально угасла без дела своей жизни.
И Говорухин… Режиссер, актер и сценарист, делавший кино для массового зрителя, но отнюдь не потакавший низменным вкусам и минутным поветриям. Человек, давший нам и классику приключенческого жанра – от «В поисках капитана Гранта» и «Робинзона Крузо» – до незабвенного «Места встречи», и жесткую кинопублицистику «России, которую мы потеряли», и трагического «Ворошиловского стрелка».
Он тоже начинал в Одессе, и тоже прославил ее своими фильмами. Любопытно, что и он, и Муратова в первых своих картинах работали с Высоцким…
Но – с Одесской киностудией Станислав Сергеевич распрощался навсегда, не желая смиряться с ползучим засильем и экспансией той карманной бандерповщины, что привела к нынешнему состоянию и страны, и киностудии. И – умер на пике славы в России, истинным патриотом коей был всю жизнь.
И вот, вскоре после этих двух печальных вестей, узнали мы о том, что Верховная Рада приняла решение, по существу, ставящее окончательную точку на истории нашей киностудии.
Бывшая последние годы акционерным обществом с контрольным пакетом акций в руках государства (51%), студия обречена на полную «прихватизацию» – ибо сей пакет будет распродан в частные руки…
Что характерно, среди одесских депутатов одобрил это негодяйство Алексей Гончаренко. Негодяй, еще раз подтвердивший свою беспринципность. Ведь при «преступном режиме Януковича» он обещал костьми лечь за сохранение этой гордости Одессы. Что же, все логично – позор города еще раз предал его…
Да и впрямь – ну зачем этой стране одна из старейших в России и Союзе киностудий, основанная в 1907 году? – Ведь здесь снимались Вера Холодная и Амвросий Бучма. Иван Переверзев, Владимир Высоцкий и Николай Рыбников… Делали свои первые фильмы Александр Довженко и Марден Хуциев, Петр Тодоровский и те же Говорухин и Муратова…. Одним словом – сплошная имперская да советская оккупация и агитация! У нынешней Украины совсем другие приоритеты, и, как бы не изворачивались на брюхе иные деятели, при Советах снимавшие фильмы, клеймившие клятых петлюровцев и бандеровских убийц, а при «незалежности» – воспевавшие благородных «воякив народного героя Бандеры» и проклинавшие «садистов из НКВД», студия была обречена.
Десятилетиями ее штат сокращался. А кадровые режиссеры да прекрасные операторы, звуковики, монтажеры да гримеры с бутафорами – сидели без зарплаты. Едва ли не единственным источником средств до недавнего времени было сотрудничество с российскими кинематографистами, пользовавшимися удобной базой и прекрасными профессионалами при съемках кинофильмов и телесериалов. Но, как вы понимаете, это закончилось после «революции».
Что говорить, если в эти годы, если что здесь и снималось, так на спонсорские деньги, причем – отнюдь не людьми должной квалификации. И сдавались помещения под офисы да склады, а на территории студии – проходили всяческие ярмарки и прочие торжища…
А два последних директора – не имели к кино никакого отношения. Один раньше был директором завода, а нынешний – и вовсе, владелец адвокатской фирмы в Луцке, работающий здесь «вахтовым методом».
И всем понятно – это ликвидаторы, которые готовят распродажу былой славы Одессы. Ведь к своему несчастью, студия занимает огромную площадь на Французском бульваре, прямо над морем! И одна ее земля стоит баснословных денег. А уж сколько элитных небоскребов и шикарных коттеджей можно будет здесь построить!
Увы, молодой человек, и распродадут, и построят! И никакие городские власти не смогут помешать этому торжеству беззаконной власти временщиков да чистогана. И никакие протесты одесситов никто не примет во внимание.
Страна пропала, так что же, стервятники, рвущие заживо её еще трепещущее тело, пожалеют какую-тог киностудию, пусть и сто раз знаменитую?!
Так что, «кина не будет»… По крайней мере, в этой державе и при этой власти.