Крик души. Настроение Города
Счастье — это осознанный процесс движения по жизни в правильную сторону.
Я хожу по прекрасной осенней Одессе, по её спускам (по Матросскому недавно шли с подружкой, со школы по нему не ходила, и заглядывали во все дворы), потом по Нежинской, и опять во дворы… Это ведь такое удовольствие — как грибы искать в осеннем лесу.
Дворы — это упоительное колдовство, ведь они все разные, это подарок судьбы, это праздник. В который раз говорю: не было бы одесских дворов (с верандами и без, с греческими террасами и без, с обязательным тополем в центре, с акациями и с дворовым краном, под которым так упоительно умываться в полдень и брызгаться в детстве… Но обязательно тетя Соня (Света, баба Мелаша) начинали ругаться при этом: «Вот бисова дытына. А ну пишли все от этого крана!» Да, именно так — Одесса всегда говорила на суржике...) Итак, не было бы дворов — уникального сообщества людей — не родился бы одесский характер. А одесситы — удивительные люди, на самом деле. Очень доброжелательные — все уже знают об этом: попробуйте спросить, как пройти на Дерибасовскую, на Приморский, на Французский и т. д., ведь тотчас же вас обступит маленькая толпа и начнёт объяснять. Если не обступает — значит, вокруг приезжие. А одесситы возьмут, в конце концов, за руку и подведут к нужному троллейбусу, и ещё вдогонку будут продолжать объяснять… Доброжелательные, коммуникабельные, легко идущие на контакт, легко вступающие в разговор. В транспорте сразу понятно, кто одессит, кто нет. Сейчас полно водителей–приезжих. И это же ужас, до какой степени они не знают город!
Впрочем, скорее всего, я идеализирую и Одессу, и людей. По крайней мере, представляю их такими, какими они были не так давно. А сейчас сама удивляюсь, до какой степени изменились лица. Нет, они не стали злыми. Они стали печальными и безмерно усталыми. Мой светлый и радостный город безмерно устал… И я, идя по нему, думаю о том, что он не заслужил такой жизни.
С виду он лёгок и по–прежнему красив. Особенно сейчас, когда такое смешение золота и синевы. Ведь таких высоких и чистых небес точно нет больше нигде. Как нет такого обилия и разнообразия жёлтых, красных, фиолетовых, охряных листьев. Скоро начнётся сильнейший листопад, который я люблю проводить на Французском бульваре. Хотя с тех пор как подрезали на две трети все платаны (чья злая рука?), по нему стало грустно ходить…
Грусть — вот сегодняшнее настроение города. Но не светлая грусть, а грусть, приближающаяся к тоске и печали. Отсутствие счастья… Где ты, тот всегда смеющийся город, о котором пелось в песнях?
Говоря об отсутствии счастья, я не имею в виду каких-то сиюминутных вещей, как то: настроения отдельно взятых, вполне устроенных людей, живущих в дорогих квартирах, сидящих в ресторанах, посещающих бутики, покупающих дорогие вещи, совершающих дорогие поездки и круизы и т.д. Как и настроения 16-ти и 17-летних, жадно осваивающих мир и ещё ничего не понимающих в мироустройстве, 25-летних, бороздящих город на дорогущих машинах, и маленьких детей, радостно играющих во дворах многоэтажек… и т. д и т. п.
Нет. Я имею в виду тенденции, которые видны не всем. Я говорю об отсутствии у большинства надежды изменить жизнь к лучшему. Короткий смысловой ряд очень больных вопросов, на которые пока ни у кого нет ответов: падение уровня жизни, большое количество бедных людей, огромные счета за газ и свет, невозможность получения бесплатной медицинской помощи, бесплатного образования, отсутствие рабочих мест, отсутствие промышленности… Люди живут одним днём и перестали думать о будущем. Потому что страшно очень заглядывать туда.
Тут возник образ. Я недавно побывала в очень дорогом медицинском центре, он весь из стекла и бетона. В огромном стеклянном холле — лифты, вздымающиеся на большущую высоту. И огромное количество обслуживающего персонала. Мальчиков и девочек в униформе. Нет, это не медицинские работники. Это — провожатые. Их обязанность — с радостной улыбкой встречать каждого и сопровождать до кабинета врача. Они суетятся, как муравьи. Они хорошенькие, стройные, молодые. Они проводят там весь день. Я подумала, что пока это их устраивает. Но они не будут всю жизнь такими молодыми и стройными. Лет в 30-35 им придётся уходить, искать другую работу. Но ведь они нигде не учились, у них не было времени на учебу. Они так и остались никем, а больших денег они не заработали. Куда им идти? Единственный путь — в супермаркеты: кассирами, продавцами, грузчиками, водителями… Но пока они этого не понимают и об этом совсем не думают. Они живут одним днём, как и всё наше общество. Как и наш прекрасный город, который был построен первостроителями для будущих людей…
И я подумала, что счастье — это не только миг, счастье — это осознанный процесс движения по жизни в правильную сторону. По правильно устроенной дороге, к правильно выбранной цели, с правильными руководителями процесса движения, с трогательной заботой в процессе движения о малых, старых и страждущих…
Автор: Наталья Симисинова