В СБУ заявляют, что обыск проводили по делу о жестоком нападении на "киборга" Дмитрия Иващенко по прозвищу "Вербич" в мае этого года в Киеве. Среди подозреваемых - сторонники левых идей и анархисты.
Сами они говорят о преследовании за свои "антиавторитарные" и антиправительственные взгляды, критическое отношение к президенту Порошенко и отметают причастность к нападению на Иващенко. А также утверждают, что подобные обыски прошли у активистов в Киеве, Днепре и Ровно.
Ирина Юзык, львовская активистка, говорит, что повод для обысков "притянули за уши".
"Было бы где-то какое-то дело и разрешение на обыск не заставит себя ждать. Главное же раздавить людей. Обыски давно стали удобным методом преследования и репрессий для неудобных, неподконтрольных общественных активистов", - сказала она "Стране".
По словам левого активиста Антона Парамбуля, сотрудники СБУ в личных разговорах угрожали, что если активисты "Экологической платформы" не прекратят своей деятельности, у них будут проблемы (какую именно деятельность - не уточняли).
Активисты "Черного стяга" и "Экологической платформы" защищают парки, борются с незаконными застройками, выступают за социальное равенство и против расизма, ксенофобии, гомофобии и дискриминации во всех ее видах. После убийства рома они устроили антирасистскую акцию во Львове и считают сентябрьское нападение местью за нее ультраправых.
Кроме того, в прошлом году они провели акцию, на которой Петра Порошенко и других власть имущих и олигархов называли "современными паразитами на теле украинского народа", за что позже СБУ обвинила их в "попытке свержения государственного строя".
Во время нынешний обыск, по словам активистов, не только не пустили адвоката, но и насмехались над скромной обстановкой квартиры Олега Кордияки, говорит Родион Бахаев, его товарищ и активист-леворадикал.
"Очевидно, что это политически мотивированное преследование, ведь происходила целая серия обысков и задержаний у различных активистов. Очевидно, также таким был план до военного положения, поэтому когда я говорил о попытке введения "Порошком" диктатуры, я не ошибался. Коалиция президента и радикальных правых, включенных в силовые структуры, ударит по очень и очень многих людям", - написал на своей странице в Facebook Бахаев.
По словам Бахаева, после утреннего визита СБУ слегла с приступом бабушка Олега Кордияки, которая в советские времена переживала обыски КГБ.
"Сейчас Олег общается с адвокатом, и мы сможем ответить на все эти акции в юридической плоскости, пока это еще возможно", - говорит Бахаев.
Активисты леворадикальных организаций постят картинки против Порошенко и считают, что их преследуют за критику власти
Как рассказал нам еще один активист, львовянин Дмитрий Купер, товарищ Кордияки и Богая, ребята не имеют никакого отношения к нападению на "киборга", по которому у них провели обыски.
"У них не было мотивов. На Иващенко, кстати, во время нападения была футболка с риторикой левых: "Воля народам - смерть империям", - говорит Купер.
"На Иващенко напали тогда, когда Кордияки вообще не было в Киеве (он не был там год)", - добавляет активистка Марта Фендер.
"Репрессивная машина запустилась"
Товарищи ребят, у которых проводили обыски, говорят о связке силовых структур и ультраправых, которые атакуют оппонентов власти. А также об ужесточении преследований после введения военного положения в 10 областях (во Львовской области так и не ввели, к слову).
"Можете кричать о конспирологии, но у меня как раз подозрение, что обыски у активистов "Черного стяга и "Экологической платформы", которые сейчас происходят, должны были состояться немножко более массово и после введения военного положения в Львовской области. Возможно бы и не обысками завершилось (ну пока не получилось)", - написал на своей странице в Facebook львовский активист Антон Парамбуль.
"Репрессивная машина запустилась и начинает щемить нас, все антиавторитарные движения. Силовые структуры сплетаются в одну структуру с праворадикальными организациями и действуют скоординированно и направленно. Нужно бороться дальше, другого пути нет. Но обысками дело не закончится, будет продолжение. Как бы нас не пытались зажать в тиски, мы все преодолеем", - сказал нам Купер.
По его мнению, силовые структуры ожидали, что военное положение введут по всей Украине и у них будет больших полномочий на то, чтобы "закрывать" неугодных.
Праворадикалы, по словам "левых", нападали на их акции и получали отпор.
"Но это было самооборона, и ничего такого, что превышало бы рамки законодательства, не было. Видимо, ждут, что "что-то" случится во время нападений, за что можно будет посадить", - говорит Купер.
По его мнению, акции против "левых" раскручивал лидер праворадиклаьной организации С14 Евгений Карась
"Они все связаны с СБУ и полицией. Все это спланировано", - уверен активист.
Активисты левых организаций частично возлагают ответственность на силовые структуры за нападение на своих соратников 23 сентября во Львове. Тогда группа из 20 человек (как подозревали жертвы, это были правые радикалы) в масках и черной одежде порезала ножами и избила до полусмерти четверых своих идеологических противников.
Дело до сих пор не расследовано, виновных не нашли", - говорит Юзык.
А в конце июня этого года радикалы разгромили ромский табор во Львове и зарезали одного из его обитателей.
В сентябре во Львове 20 человек в черном и в балаклавах напали на четверых активистов организации левой направленности. Фото: Facebook Ирины Юзык
Конфликту с СБУ - больше года
Нынешние обыски у "леваков" - не первые за последнее время. Конфликт с СБУ тянется уже год.
В октябре 2017 года во Львове активистов левых организаций "Черный стяг" и "Автономное сопротивление" обвинили в подготовке госпереворота и работе на Россию. К ним пришли с обысками СБУ, они жаловались на грубые задержания "лицом в асфальт".
При этом сами "автономы" готовили марш в честь УПА и вообще известны во Львове "бандеровскими" акциями. Среди них есть проукраинские переселенцы из Крыма, участники крымского "Евромайдана" и соратники Сенцова и Кольченко, заключенных в России.