Рост платы петербуржцев за коммунальные услуги, похоже, обусловлен «накрутками» объемов потребления и значительным превышением Смольным федерального норматива по тарифам.
Тысячи петербуржцев пожаловались на серьезный рост квартплаты в начале 2019 года. О резком увеличении количества таких жалоб сначала сообщила группа членов партии «Справедливая Россия» в своем обращении к врио губернатора Александру Беглову. В минувшую среду на круглом столе ОНФ это подтвердил заместитель начальника Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Алексей Тихашин. По его данным, если за весь 2018 год Инспекция приняла 38,2 тыс. жалоб, то только «в начале 2019 года в инспекцию поступило около 10 тыс. обращений». Эти жалобы касаются разных проблем жителей МКД, претензии по квартплате устойчиво занимают в рейтинге жалоб второе место.
Хотя характер обращений к чиновникам и политикам немного разный — в инспекцию жалуются на неверный расчет квартплаты, а политикам — на резкий рост ее размера — общая тенденция налицо: петербуржцы отмечают заметное увеличение размера квартплаты в начале 2019 года, по сравнению с 2018 годом, причем, многие утверждают, что резкий скачок произошел уже в ноябре 2018 года, что отразилось в квитанциях за декабрь.
Чем можно объяснить рост платы петербуржцев за коммунальные услуги и есть ли в этом вина чиновников, выяснял экономический обозреватель РБК Петербург Владимир Грязневич:
Норматив превышен в 1,5 раза
«Я посчитал расходы по своей, вполне стандартной, квартире в панельной девятиэтажке, построенной в начале 1970-х годов. Некоторые полученные цифры стали для меня настоящим «сюрпризом». По сравнению с декабрем квартплата в январе выросла на 7,9% (здесь и далее все сравнения проведены с поправкой на одинаковый набор услуг, в том числе, на индивидуальное водопотребление и водоотведение), в феврале я заплатил на 9,5% больше, чем в январе. А вот в феврале 2019 года по сравнению с февралем 2018 года моя квартплата увеличилась на 15%. При этом жилищные услуги подорожали на 8%, а коммунальные — на 18,7%.
Эти цифры мне показались очень странными, особенно последняя, поскольку согласно распоряжению правительства РФ № 2353-р «Об индексах изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ на 2018 г.» в Петербурге эта плата могла увеличиться максимум на 6%. А ст. 151.1 Жилищного кодекса РФ прямо запрещает превышать этот индекс. Мне могут возразить, что индекс установлен на 2018 год, причем, только для коммунальных услуг, так что надо сравнивать изменение их стоимости, причем, в пределах года. То есть, в декабре по сравнению с январем. В этом случае моя плата за коммунальные услуги увеличилась лишь на 10,2% — но все-равно рост более чем в полтора раза превысил федеральный норматив, что является прямым нарушением Жилищного кодекса.
Чехарда с поставками
Любопытно, что на первый взгляд рост тарифов на коммунальные услуги в среднем вроде бы не превышал норматив 2018 года — с 1 июля они были повышены в среднем лишь на 4,3%. Более того, тарифы на самые дорогие услуги — отопление и горячую воду — выросли и вовсе лишь на 4%. Откуда же взялось увеличение платы на 10,2% в декабре по сравнению с январем? На повышенное отопление такой рост списать нельзя, поскольку среднемесячная температура, по данным Гидрометцентра, в январе 2018 года составляла -2,9 градуса, а в декабре +3,2 градуса. При разнице температур в 6,1 градуса расход тепла должен был заметно уменьшится, однако, он увеличился на целых 8%. Вот в этом, похоже, и кроется разгадка.
С расходом тепла в моих квитанциях вообще наблюдается странная чехарда. Осенью 2018 года температура воздуха колебалась от месяца к месяцу в разные стороны (например, декабрь был на 0,4 градуса теплее ноября), а расход тепла неуклонно увеличивался, причем, темп его роста не соответствовал скорости изменения температуры. Ноябрь был холоднее октября всего на 4,5 градуса, а расход тепла в моей квартире якобы вырос на целых 48%. При этом общедомовой расход вырос всего на 18,8%. Декабрь был и вовсе теплее ноября на 6,1 градуса — а расход тепла увеличился на 38,9% (как в квартире, так и во всем доме). Эти цифры вызывают сильное подозрение в «накрутках» объемов поставок.
Похоже на «накрутки»
Мои подозрения подтвердил генеральный директор СРО НП ПЖК «МежРегионРазвитие», эксперт постоянной комиссии Законодательного собрания Петербурга по городскому хозяйству Владислав Воронков. «Ваши данные являются вполне достаточным основанием для обращения в прокуратуру по подозрению в «накрутках», — заявил он. — Я не в первый раз сталкиваюсь с такой несуразицей. Осенью прошлого года резко вырос поток жалоб в прокуратуру от граждан на неправильное, по их мнению, начисление платы за коммунальные услуги». По его информации, прокуратура попросила Следственный комитет разобраться с признаками таких злоупотреблений — и процесс действительно пошел.
Владислав Воронков вкратце пояснил возможные способы таких «накруток»: «В абсолютном большинстве случаев домовые узлы учета тепла обслуживают и настраивают специализированные компании. Многие из них аффилированы с теплоснабжающими организациями. Как утверждают технические специалисты, у персонала, обслуживающего узел учета, есть, в принципе, возможность корректировать показания счетчика. Это можно делать, например, при обновлении программы электронного счетчика, или в процессе дистанционного снятия показаний через модемную связь».
Руководитель «Центра защиты прав граждан» петербургского отделения партии «Справедливая Россия» Александр Новиков называет другие возможные объяснения такого казуса. Это, в частности, «перетоп». «Топливо для подогрева воды (в котельных, ТЭЦ или др.) заказывается и поставляется заранее. Емкость хранилищ ограничена и, чтобы загрузить в них заранее заказанное топливо, нужно освободить хранилища. Поэтому топливо сжигают, даже если погода оказывается теплее, чем прогнозировалось. Так возникает перетоп. Эту проблему поставщики до сих пор не могут решить», — объясняет Новиков.
Однако в моей квартире никакого перетопа в декабре точно не было, а если бы он и был, это все-равно не оправдывает поставщика тепла — отпуск тепла должен соответствовать температуре воздуха на улице.
Тарифы нарушают закон
Александр Новиков говорит, что некорректно обвинять Смольный в нарушении федерального норматива на основании 10-процентного различия платы за коммунальные услуги в одной квартире в декабре и январе. Во-первых, поясняет он, норматив устанавливается для средней платы за год, так что сравнивать нужно среднюю плату за два года. Во-вторых, в расчет надо брать не одну конкретную квартиру в регионе, а все, или среднюю плату по всем квартирам региона. Понятно, что сделать это можно только путем специального, очень трудоемкого исследования.
В то же время Новиков утверждает, что при таком подходе реальное изменение тарифов в 2019 году по сравнению с 2018 годом оказывается заметно выше официальных цифр. Так, по его расчетам, плата за тепловую энергию вырастет на 13,1% по сравнению с 2018 годом, на холодную воду и водоотведение — на 8,8%, на горячую воду — на 13,1%. Средний рост цен на коммунальные услуги для населения в Санкт-Петербурге составит 11,6%. Если при этом будут еще и «накрутки», то плата граждан вырастет еще больше. И это при том, что согласно федеральному нормативу среднее увеличение платы за 2019 год не должно превысить 6,2% по сравнению с 2018 годом. То есть, норматив будет превышен почти вдвое, что прямо нарушает закон. При этом, согласно данным Росстата, реальные доходы граждан упали на 0,2%, а инфляция в 2019 году, согласно официальному прогнозу, составит 5,5%. То есть, коммунальные тарифы в Петербурге вырастут вдвое больше инфляции, что президент Владимир Путин прямо запретил еще в 2013 году.
Долги будут расти
Даже если с юридической точки зрения обвинять коммунальщиков сложно (хотя «накрутки» могут дать достаточные основания), то с точки зрения платежной дисциплины ситуация выглядит иначе. Если у каких-то граждан плата, как, например, у меня, резко возрастает, да так, что им уже не хватает денег на оплату, то долги по ЖКХ, как считают эксперты, будут расти, даже если формально индекс в регионе и соблюдается. Судя по возросшему в январе числу жалоб, таких граждан в Петербурге немало.
Что же касается проблемы завышения тарифов, о котором недавно высказался глава ФАС Игорь Артемьев, то все независимые эксперты в один голос утверждают, что процесс их формирования должен быть максимально прозрачен (сейчас это не так) и проводиться на основании ежегодного независимого комплексного (финансового и технологического) аудита монополистов, причем отчеты по аудиту также должны быть открытыми. Без этого об обоснованности тарифов компетентно судить нельзя».
Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/spb_sz/15/03/2019/5c … 46d99f7589