Сегодня, 8 ноября, Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II во время литургии в храме в столице Египта поминал имя главы ПЦУ митрополита Епифания как “предстоятеля автокефальной Православной Церкви Украины”, передает корреспондент ПолитНавигатора..
Об этом сообщил в фейсбуке представитель ПЦУ архиепископ Евстратий (Зоря).
“Достоверность подтверждена из двух информированных источников. Позже ожидается официальное сообщение”, – сообщил он.
Греческие православные издания Orthodoxia и Romfea подтвердили эту новость.
Зоря опубликовал фотокопию официального сообщения Главного Секретариато Патриархии Александрии и всей Африки, в котором Александрийский патриархат уведомил о «признании Патриаршего и Синодального Томоса Вселенского Патриархата об автокефалии Украинской Церкви и включения имени Предстоятеля Православной Церкви Украины Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Епифания в Диптих для поминовения».
После богослужения, на котором было зачитано имя Епифания в числе предстоятелей Поместных Церквей, патриарх Феодор дал комментарий, в котором назвал назвал это «важным событием в церкви»: «С сегодняшнего дня наш патриархат вписал в диптих “автокефальную православную церковь Украины” и блаженнейшего митрополита Епифания. Отныне кир Епифания будут поминать в храмах Александрийского патриархата».
Таким образом Александрийский Патриархат присоединился к числу церквей, признающих автокефалии ПЦУ. Как известно, Александрийская Церковь имеет в диптихах второе после Вселенского Патриархата место.
На сегоднящний день официально ПЦУ признали три поместные Церкви: Константинопольская, Элладская и Александрийская. В то же время 31 октября Польская автокефальная православная церковь отказалась признать Православную церковь Украины. Осудили патриарха Варфоломня за томос для ПЦУ также отдельные иерархи Сербской Церкви.
ПЦУ была создана на соборе в Софии Киевской 15 декабря 2018 года, ее главой был избран митрополит Епифаний. Томос, подтверждающий автокефалию, был вручен Епифанию патриархом Варфоломеем в Константинополе 6 января 2019 года. Позже основатель непризнанной УПЦ КП Филарет осудил собор 15 декабря и отказался признавать его итоги.
Официальная позиция РПЦ состоит в непризнании одностороннего обьявления автокефалии ПЦУ. РПЦ разорвала общение с патриархом Варфоломеем и иерархами Элладской Церкви, признавшей ПЦУ.
Комментируя признание ПЦУ со стороны Александрийского патриарха, российский консервативный православный публицист, протоиерей Всеврлрд Чаплин пишет в своем телеграм-канале:
” 1.Раскол всемирного Православия – свершившийся факт. Как ни прискорбно об этом говорить, но правде нужно смотреть в лицо. Тезисы “об угрозе глобального раскола” и “единстве Православного мира” окончательно утратили свою актуальность.
2. Нужно принять и смириться с мыслью о том, что разделение мирового Православия может быть очень и очень долгим.
3. В сложившихся условиях на первый план выходит курс не сохранения “единства” с раскольниками и избегания изоляции от них, а сохранение основ нашей веры и нашей Церкви как оплота против искажения Православия.
4. РПЦ крайне важно сформулировать и публично огласить своё видение того, что происходит. В данном контексте было бы целесообразно оперативно провести Поместный собор, по итогам которого представить свою оценку ереси “папизма” Константинополя и его антиканонических действий, которые привели мировое Православие к повторению 1054 года”.
Российский политолог Алексей Макаркин в своем телеграм-канале комментирует политические последствия признания ПЦУ со стороны Александрийской Церкви.
“Для Москвы это очень неприятная новость. Во-первых, Александрийская церковь – вторая по рангу в сообществе православных церквей после Константинополя. Во-вторых, это одна из старейших церквей, старше Константинополя – считается, что ее первым главой был евангелист Марк. В-третьих, в отличие от исторически непростых отношений с патриархом Варфоломеем, с александрийским патриархом Феодором они у Москвы были неплохими. Только в сентябре прошлого года патриарх Феодор посетил Одессу (к которой испытывает ностальгические чувства, так как служил в ней во второй половине 1980-х годов настоятелем александрийского подворья). Тогда он заявил, что «в Украине есть каноническая Церковь, которую возглавляет Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий – благословенный человек от Бога и настоящий монах». Теперь же Феодор признал альтернативную церковь, автокефалию которой предоставил Константинополь”.
По мнению Алексея Макаркина, решение Александрийского патриархата может быть связано не только с влиянием патриарха Варфоломея, апеллирующего к солидарности греческих церквей, но и с неудачей попытки посредничества Кипрской церкви между Константинополем и Москвой — это посредничество поддержали три восточных патриархата (Александрийский, Иерусалимский и Антиохийский).
“РПЦ оказалась здесь в сложной ситуации. Помириться с Константинополем – значит, не только потерять лицо, но и обидеть многих украинских верующих, для которых ПЦУ была и будет неприемлемой, а сами они считают себя частью «русского мира» (пусть в современной Украине эти слова громко и не произносятся). Ведь Константинополь свою ставку сделал, и отказ от признания ПЦУ для него невозможен. Сохранение же жесткой позиции ведет к конфликту с греческими церквями, которые, несмотря на некоторые трения, сочувствуют Константинополю”, – резюмирует политолог.
Отредактировано Лысый (2019-11-08 22:06:43)