Репортаж Аслановой. Очень интересно (по ссылке много фоток)
«Я готов вернуться обратно в Сирию, но денег уже нет. Нас заманили в ловушку!»
Спецкор "КП" Дарья Асламова передает из лагеря беженцев на венгерско-сербской границе [видео]
Отвратительный запах сгоревших шин сразу напоминает мне украинский майдан. Палатки, горы мусора, люди, сидящие ночью на земле. Мини-восстание на пограничном пункте Хоргош-2 между Сербией и Венгрией.
«Что тут было! - возбужденно рассказывает канадская журналистка Ребекка. - Беженцы пошли на штурм, но венгры стояли насмерть. Слезоточивый газ, водяные пушки. Когда в ход пошли палки, даже журналисты попали под горячую руку».
Ребекка беспечно грызет яблоки из соседнего сада. Почти весь урожай съели беженцы и журналисты.
«Я бы всех беженцев в Канаду забрала, - говорит она. - А чего? Не жалко. У меня и родители, и все друзья — иммигранты. Канада — вообще страна сплошной иммиграции».
Но венгры явно не разделяют мнения экспансивной канадки. Они даже категорически отказываются кормить всю эту ораву нелегалов. Раз беженцы на сербской стороне, вот пусть сербы ими и занимаются.
Еду в импровизированный лагерь привозит Красный Крест. Это зрелище не для слабонервных. Толпы молодых, агрессивных мужчин атакуют машины и даже пытаются вырвать еду силой. Женщины, дети и пожилые люди жмутся в сторонке. Парень из Красного Креста, молодой азиат, приходит в ярость и пытается вытолкнуть из грузовика особо нахальных забияк. «Назад! Отходите!» - в бешенстве кричит он и начинает швырять еду в толпу, как швыряют ее диким зверям в зоопарке.
К утру венгры строят на пограничном пункте вторую линию обороны из колючей проволоки типа «бритва». Сербские власти, отчаявшись, подгоняют к границе бесплатные автобусы, на которых написано: «На Хорватию». Волонтеры уговаривают беженцев ехать в Хорватию. «Оттуда вам прямая дорога в Словению, в Шенген». Часть мигрантов, похватав свой нехитрый скарб, движется к автобусам.
«Я на эту уловку не попадусь, - гордо объясняет мне журналист из Ирака Мухаммед Ибрагим. - Хорватия, может быть, нас пустит, зато Словения уже закрывает границу». Этот парень сам подошел ко мне представиться, заявив, что он мой коллега, и даже предъявив пресс-карточку Союза журналистов Ирака. Он, как и все, мечтает о Германии.
«Но почему? - удивляюсь я. - Посмотрите, вокруг вас прекрасный сельскохозяйственный край, много пустующих домов. Здесь нужны рабочие руки. Вы можете остаться и обрабатывать землю».
«Здесь нищета! И почему это я должен работать на земле? - с ноткой надменности в голосе говорит Мухаммед. - А в Германии нас ждут. Немцы сами приглашают мигрантов. Ангела Меркель — такая добрая! У нее даже имя ангельское. Нам ее Аллах послал».
«А с чего вы решили, что немцы вас ждут? И вообще, откуда вы узнали дорогу, и каким маршрутом двигаться в Германию?» - подозрительно спрашиваю я. «Твиттер, - простодушно говорит Мухаммед. - Там много хороших людей рассказывает нам, куда идти, где просить помощи, кто может нас накормить. Я еще с весны начал читать в Твиттере о том, как хорошо в Германии, какие там пособия». «А почему, к примеру, не Франция или Англия?» «Англичане злые, а французы презирают арабов. Вот немцы — другое дело. Они встречают беженцев аплодисментами».
Смутная догадка брезжит в моей голове. Этот огромный целенаправленный поток молодых, решительных мужчин с Ближнего Востока чем-то напоминает мне арабскую весну в Египте. Кто же тогда вывел на улицы миллионы рассерженных людей? Да тот же Твиттер.
«Я останусь здесь и буду ждать, когда венгры откроют границы», - говорит Мухаммед. «Но Орбан крепкий орешек. Почему вы решили, что он сдастся?» «А вы посмотрите вокруг, - Мухаммед широким жестом указывает мне на многочисленные телекамеры и пресс-автобусы. - Я знаю силу медиа. Здесь собрался весь мир. Все камеры смотрят на нас. На МЕНЯ! И журналисты делают свое дело: весь мир кричит о нацисте Орбане и садистах-венграх. Долго под таким давлением они не продержатся».
То, как работают коллеги, - это отдельная песня. Я с интересом наблюдала, как британский радиорепортер допрашивал (именно так!) худенького, спокойного парня из Сирии. «Кто начал войну в Сирии?» - спрашивал журналист. «Не знаю», - равнодушно ответил парень. «Как это не знаешь?! - кипятился репортер. - Ты же из Сирии! Кто же главный виновник? Разве не Асад?» «Да почему же Асад? Там было много причин». Раздраженный репортер уходит в поисках новой жертвы. И я не сомневаюсь, что он найдет нужного человечка, который заявит в микрофон, что во всем виноват Асад. И не обязательно, что это будет сириец!
Двое других моих собеседников — уже немолодые люди. Худенький футбольный тренер из Сирии Зуру и педиатр Кахтан из Ирака. (Пойди проверь, кто есть кто.) Зуру чуть не плачет. Он истратил пять тысяч долларов на поездку и застрял в Сербии. «Я готов вернуться обратно в Сирию, - причитает он. - Только где же взять деньги? Нас заманили в ловушку».
Кахтан выглядит солидно. На нем футболка от «Лакост» и чистые выглаженные(!) брюки. Узнав, что я из России, он радостно кричит по русски: «Елки-палки! Как теща? Здравствуй, товарищ!» Перебрав нехитрый запас русских слов, он начинает рассказ о своих злоключениях уже по-английски. «Люди из ДАЕШ (так арабы называют ИГИЛ, запрещенную в России радикальную группировку — Д.А.) похитили моего сына, - говорит он. - Мне пришлось заплатить выкуп в 5000 долларов, чтоб его вернули живым. Потом я схватил четырех своих детей и бежал из Ирака. Сам я суннит, но не верьте, что сунниты и шииты всегда друг друга ненавидели. При Саддаме Хусейне мы жили дружно. А потом пришли американцы и посеяли ненависть, столкнули нас лбами. Это они умеют».
Помимо беженцев на границе живут самые экзотические личности. Вроде серба Филипа Шачировича из марксистской организации «Красные». «Я троцкист, - заявляет Филип. - Я борюсь за гуманизм и права человека. И я против фальшивых либералов и лицемерных европейцев, которые строят в Европе новый железный занавес от мигрантов».
Градус раздражения в лагере зашкаливает. Вот что мне рассказали сербские полицейские: «Сирийцы не любят иракцев, но как-то ладят между собой. Но зато все арабы терпеть не могут афганцев. И при этом афганцы и арабы дружно ненавидят африканцев. Они даже брезгают сидеть рядом с ними. Но самое смешное, что все они называют себя сирийцами!»
P.S. Пару дней назад на железной дороге неподалеку от пограничного пункта Хоргош нашли разорванные албанские паспорта. А значит, в полку фальшивых «сирийцев» прибыло. Теперь плачущие албанские женщины рассказывают западным журналистам, как их преследовал жестокий Асад.