"Кишиневский режим агонизирует, но и революция беспомощна"
Протесты в столице Молдовы начались 6 сентября и были самым массовыми за последнее время. Интересно, что несмотря на некоторый спад активности протестующих, выступления не затухают вот уже третью неделю. И кое-какой результат все же есть — буквально вчера ушел в отставку глава Нацбанка. А после двадцатых чисел сентября ожидается новый виток — свои акции готовят левые, пророссийские партии республики.
О том, чего можно ждать от кишиневского «Майдана», Sobesednik.ru беседует с политологом, экс-депутатом парламента Молдавии Марком Ткачуком.
— Что происходит на площади?
— Палаточный городок. Людей очень мало. Ночью — несколько десятков, днем — человек сто, не больше. В любом случае палаток больше, чем протестующих. Проходят пикеты, но в целом, на мой взгляд, протестная активность деградирует. И дело не в том, что людей становится меньше (запрос на протест в Молдове по-прежнему велик). Дело в том, что качество протеста, лозунги организаторов, сама организация этой «революции» бездарны, унылы и примитивны. Активные протестующие разочарованы. Они покидают площадь. Протест не развивается даже по всем нам известным шпаргалкам от Джина Шарпа — до всего того, что мы наблюдали в облике так называемых «цветных революций» последних десятилетий.
В общем, если за организаторами и стоят какие-то западные политтехнологи, то это какие-то двоечники. Хотя именно технология протестных действий свидетельствует как раз об обратном: кишиневский протест — это домашняя импровизация. Импровизация отставных, в целом прозападных, точнее, прорумынских молдавских политиков, людей предпенсионного возраста, этаких ностальгиков по началу 90-х. Все они собрались в так называемую Гражданскую платформу «DA» («Достоинство и правда») и попытались оседлать протестные настроения в Молдавии. Направить их в проевропейское русло. Организаторы рассчитывали, вероятно, не только на идейную поддержку Запада. Но они не смогли воспользоваться даже идейной поддержкой. Не оценив, насколько такая поддержка вообще важна в подобных случаях.
— А что именно делают не так представители платформы «DA»?
— Все. Начиная с 6 сентября, организаторы дали ясно понять, что не хотят видеть на трибуне никого, кроме себя. Более того, они заняли жесткую антироссийскую позицию. Так они оттолкнули от себя самую активную часть протестующих. Представьте себе, с одной стороны — кишиневская, проевропейская власть, высылающая пачками из Молдавии российских журналистов и запрещающая даже в общественном транспорте говорить по-русски. А с другой стороны — проевропейские революционеры, обвиняющие власть не только в том, что она воровская, но и пророссийская. Какой-то бред!
Произнося в общем правильные и точные общедемократические лозунги, лидеры платформы «DA» заузили политический спектр протеста до уровня самых непопулярных в Молдавии идей. Среди них — воспевание эпохи начала 90-х и приднестровской войны, необходимость проведения новых либеральных реформ и прочая заведомо провальная галиматья. На такую революцию не приходят поглазеть даже уличные зеваки. Сам эстетический облик этого «проевропейского» протеста больше напоминает выступление самодеятельного фольклорного коллектива из какого-нибудь районного центра Молдавии. Все происходит угрюмо, натужно, без драйва.
С другой стороны, видимо, и сами организаторы акции уже не понимают, как этим протестом распорядиться иначе, чем просто создать еще одну новую проевропейскую партию, с новым лидером. На этом весь их креатив иссяк.
Хотя нужно признать откровенно: все эти акции всколыхнули страну. Вчера под напором общественной критики ушел в отставку глава Национального банка. Миссия МВФ откладывает свой визит в Молдавию. Запад дистанцируется от явно агонизирующего кишиневского режима. В то же время если две недели назад можно было говорить о том, что Молдавия недовольна своей властью, своими правителями, то теперь Молдавия, скорее, недовольна такой своей беспомощной революцией, и общество готовится к новой волне протестов.
— Вы так уверенно говорите об агонизирующем кишиневском режиме. Не исключаете, что власть выживет?
— Я это исключаю. Власть уже нефункциональна. Ни в экономическом, ни в социальном, ни в политическом, ни в международном плане. У лидеров правящей коалиции, включая ее неформального вождя, олигарха Владимира Плахотнюка, нет никакого плана спасения страны. Такой план и не может появиться в среде политиков подобного уровня. Трудно вообразить, как вообще можно было в беднейшей стране взять и украсть миллиард евро из резервов Национального банка, перевести его на офшорные счета, а после всего этого еще и взвинтить цены на электроэнергию и газ! А власть именно так и поступила. Так действуют не просто бандиты от власти, так действуют только безумцы, политические самоубийцы.
Хотя я не исключаю, что за всеми этими «подвигами» может стоять и определенная извращенная прагматика. Речь идет о том, что нынешний кишиневский режим, возможно, осознанно банкротит молдавскую государственность, создает объективные предпосылки для ее поглощения Румынией. Но и в этом сценарии нет места для чудесного спасения молдавской власти.
— Партия социалистов Игоря Додона и «Наша партия» Ренато Усатого объявили о том, что начинают свои бессрочные протесты 27 сентября. Их требования идентичны тем, которые выдвигались платформой «DA»: отставка президента, правительства, досрочные выборы. Какова реакция лидеров платформы на такую неожиданную поддержку?
— Предсказуемая. Они уже заклеймили эти партии как негодных попутчиков, наемников Москвы, препятствующих Молдавии идти проторенным европейским курсом. В то же время заявления левых, сделанные в минувший понедельник, кажутся уже более продуманными. Они призывают к объединению граждан всех политических воззрений, требуют сконцентрироваться на совместных усилиях по демонтажу режима, предлагают выяснить вопрос о геополитической ориентации Молдавии не сейчас, а на досрочных выборах. Такой подход несомненно не только более выигрышный, но и более демократический. Если лидеры левых формирований проявят последовательность в достижении поставленных целей, то их ждет общенациональный успех.
— Не исключаете, что организаторы протеста могут пойти на кулуарные договоренности с властью? Ведь протесты в Молдавии идут уже который год. И всякий раз все завершалось ничем. Власть всегда умела находить с оппозиционными лидерами общий язык.
— К сожалению, это было так. Но избиратель жестоко мстил таким вождям левого протеста. После того, как в недавнем прошлом главная оппозиционная сила — Партия коммунистов — отказалась от активной протестной повестки дня, от системной борьбы с олигархами и пошла на кулуарные договоренности с ними, она немедленно провалилась на выборах. За несколько месяцев ее рейтинг рухнул в три раза, а сейчас практически неуловим. Этот трагический опыт предательства собственных целей, ценностей, сторонников и избирателей у всех на виду и на слуху. Вряд ли кому-то интересно вновь повторить подобное политическое самоубийство.
— И все-таки, какой путь ждет Молдавию? Европейский или евразийский?
— В первую очередь нужно спасать молдавскую государственность, то есть проводить политику — социальную, экономическую, международную –в интересах большинства. Политика в интересах большинства невозможна без восстановления полноценного стратегического партнерства с Россией, без участия в интеграционных процессах к востоку от Молдавии. Но для того, чтобы завтра такая политика появилась, сегодня следует решать более приземленные задачи, задачи по восстановлению демократического правления, избавлению общества от полицейского террора, освобождению политзаключенных, восстановлению института свободных выборов, декриминализации прокуратуры, судебной системы. Только тогда молдавское общество будет способно сделать ответственное решение о своем будущем.
Источник: http://sobesednik.ru/politika/20150923- … espomoshch