Ирина Алкснис: Как Кремль готовит нам новую элиту
29 июня 2016, 11:55
Очень скоро перед российскими миллионерами и крупными чиновниками будет стоять нелегкий выбор: если они хотят, чтобы их дети продолжили семейный успех, их надо отправлять учиться не в Лондон, а совсем в другое место.
В России целенаправленно и на очень высоких скоростях формируется наследственная элита. Примеры, счет которым идет уже на десятки, лежат на поверхности и регулярно попадают в ленты новостей.
Дети крупных чиновников и бизнесменов все чаще занимают высокие посты в органах государственной власти или же получают крупные государственные подряды, если занимаются бизнесом. Соответствующие фамилии у всех на слуху.
О положительных и, более того, жизненно необходимых для России особенностях наследственной элиты можно говорить долго.
Но это ни в малейшей степени не влияет на мнение очень существенной части российского общества, у которого данный процесс вызывает ярость.
В основе этого чувства лежит эгалитаризм – и как традиционная российская ценность, и как один из идейных столпов советского прошлого. Мысль, что некоторые люди получают преференции и привилегии просто по факту рождения, вызывает в российском обществе серьезный негатив.
И то, что в создании наследственной элиты непосредственное и самое активное участие принимает высшее руководство страны, включая президента, раздражает многих, даже самых лояльно настроенных граждан.
Ни в коем случае не отрицая данный феномен, следует отметить, что Кремль действует куда более изощренно. Да, он формирует наследственную элиту, видя в ней важнейший залог стабильности и преемственности системы.
Но параллельно он целенаправленно создает огромную армию ненаследственной элиты, и это куда более интересный, сложный и глубокий процесс, который остается практически не замеченным ни российским обществом, ни нашими зарубежными партнерами.
Что самое забавное, слово «армия» в данном случае имеет далеко не только иносказательный смысл.
Недавняя маленькая новость, прошедшая почти незамеченной: «Шойгу вернул ритуал рыцарских орденов в Вооруженные силы».
Выпуск воспитанниц пансиона Минобороны ознаменовался личным подарком министра – вручением каждой из девушек серебряного кольца-печатки с гравировкой, представляющей собой герб пансиона: роза, расположенная в центре распахнутой книги.
Вы вообще обращали внимание, сколько за последние годы у нас появилось военизированных средних учебных заведений?
В советские времена все было просто – на всю страну около полутора десятков суворовских, нахимовских и т. п. военных училищ, которые были заточены на подготовку будущих офицерских кадров.
Сейчас беглый обзор имеющейся информации, которая, кстати, достаточно разрозненна и в сведенном виде отсутствует, говорит о том, что в современной России не менее сотни разнообразных средних учебных заведений – пансионов с военной составляющей.
К традиционным суворовским училищам добавились разнообразные кадетские корпуса, школы и училища. Есть целый пласт президентских кадетских училищ. У большинства силовых ведомств – от Министерства обороны до МЧС и Следственного комитета – есть собственные кадетские учреждения.
В отличие от суворовских училищ, сохранивших свою строгую ориентацию на военную карьеру выпускников, кадетские заведения не ставят перед собой столь жесткой цели. Они работают над «подготовкой всесторонне образованных и патриотически настроенных молодых людей, ориентированных на государственную и военную службу».
И попасть туда могут дети из любых слоев общества. Причем окончание кадетки открывает перед ними широчайшие перспективы в жизни, поскольку эти учреждения становятся чем дальше, тем более престижными.
Еще один пикантный момент. Хотя кадетские заведения начали возрождаться в России в 1990-х годах, масштабный характер этот процесс принял в последние годы. Чуть ли не половина их имеют датой своего основания 2011–2015 годы, то есть то же самое время, когда был запущен процесс формирования наследственной элиты. Забавное совпадение, не правда ли?
Таким образом, вот уже несколько лет Россия ежегодно получает несколько тысяч 17–18-летних граждан со следующими особенностями:
- Эксклюзивное высококачественное среднее образование, которое открывает им дорогу в лучшие вузы страны.
- Патриотизм (в силу интенсивного патриотического воспитания в подобных заведениях).
- Привычка к дисциплине и самодисциплине (пансионы-интернаты этому способствуют).
- Корпоративная спаянность с соучениками в силу нескольких лет совместной учебы в пансионе.
В данный момент эти ребята (и девушки, кстати, тоже) либо получают высшее образование, либо только начинают делать карьеру. Но через пять–семь лет эту социальную страту уже больше нельзя будет игнорировать – они начнут занимать все более высокие посты и делать все более успешные карьеры.
Каждый год они будут получать «подкрепление» из новых выпускников их альма-матер, а сплоченность на основе общего кадетского прошлого будет помогать им в продвижении по карьерной лестнице.
Еще через 10–20 лет бывшими кадетами будет пронизана вся российская система государственного управления – и военная, и гражданская. А сами кадетские заведения станут главным механизмом подготовки и воспитания российской элиты.
Никакие деньги и привилегии по факту рождения не помогут мажорам в конкуренции с этой целеустремленной и великолепно подготовленной силой. Так что очень скоро перед российскими миллионерами и крупными чиновниками будет стоять нелегкий выбор: если они хотят, чтобы их дети продолжили семейный успех, их надо отправлять не в Лондон учиться, а в президентский кадетский корпус.
Не удивлюсь, если некоторые нынешние власть имущие осознали новую реальность и уже отправили своих детей-подростков в кадеты. Тренд лучше оседлать, чем пытаться плыть против него.
А что касается кольца-печатки для кадетов-выпускников, так это действительно классический способ поддержания корпоративной, или, если угодно, орденской солидарности. На всю жизнь.