Впервые Тирасполь как город в официальном документе упоминается в Именном Указе императрицы Екатерины II Сенату от 27 января 1795 года об учреждении Вознесенской губернии.
В третьем пункте этого указа сказано: "Мы повелеваем, Наместничество разделить на 12 уездов, в которых окружные и к округам приписные города имеют быть… 6. Тирасполь при средней крепости противу устья Ботны". По этому Указу к Тираспольскому уезду приписывались также города Дубоссары, Григориополь, Одесса, Овидиополь, Балта.
В прикрепостном форштадте по ревизии 1795 года числилось 2 448 душ обоего пола. Из них русских было 1 431 человек (58,5%), 385 евреев (15,8%), 296 украинцев (12,1%), 60 молдаван (2,5%), других национальностей – 269 человек (11,1%). Город развивался как торгово-промышленный центр большой округи.
Важную роль в экономике Тирасполя играл Днестр. По нему на плоскодонных судах и даже на плотах переправлялась масса грузов - продукты ремесел и земледелия. Город рос и расцветал, и как символ могущества России стояла на берегу Днестра грозная Суворовская крепость.
Известный писатель, сенатор, член Российской Академии наук Петр Иванович Сумароков в своей книге "Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 г." вот как описал Тирасполь после его посещения: "…Тирасполь – пограничный город, находящийся в 89 верстах от Овидиополя… Днестр, извиваясь вдоль оного, и уравнивая быстрые струи свои с пологими и весёлыми берегами делает положение его весьма приятным… Новый сей город выстраивается по плану широкими улицами, имеет в себе до 300 дворов, и жители оного суть русские старообрядцы, малороссияне, молдаване, волохи, евреи и цыгане. В версте от него большая земляная крепость с крепким гарнизоном защищает наш рубеж, и никому не позволяется переплывать половину реки. Уезд Тираспольский простирается с лишком – на 300 вёрст…"
Далее в своей истории город Тирасполь последовательно вместе с уездом относился к Новороссийской (1796 г.), Николаевской (1802 г.) и, наконец, к Херсонской (1803 г.) губерниям Российской империи. В составе последней он находился до 1920-х годов.