А какие еще вы видите проблемы?
В апреле группа голландских специалистов исследовала объекты речной инфраструктуры в Украине. По итогам своего визита эксперты подготовили отчет о системе управления активами ВВП Украины, который был презентован на международной конференции "Днепр в европейском фарватере" 22 июня в Киеве.
На Днепре расположены 6 шлюзов, ремонтные работы по модернизации которых не требуют огромных финансовых средств. Однако необходимо обеспечить их операционную безопасность, в результате чего увеличится пропускная способность и безопасность, стимулируя, таким образом, увеличение потока грузов по реке. Еще одна проблема — это обмеление Днепра. В некоторых местах необходимо провести дноуглубительные работы.
А где нужно начинать эти работы, ведь Днепр имеет протяженность более 1000 км?
По итогам экономического потенциала реки Днепр, проведенного Всемирным банком, нижняя часть бассейна Днепра представляет наибольшую привлекательность, учитывая структуру и объемы товарооборота.
Вы сказали, что ремонт шлюзов не требует больших инвестиций. Откуда планируется финансировать проекты по развитию Днепра?
Министерство инфраструктуры объявит тендеры на проведение ремонтно-восстановительных работ на Днепре. Кроме того, Европейский инвестиционный банк и ЕБРР готовы выделить до €50 млн. на работы по модернизации речной инфраструктуры Украины.
Что касается непосредственно нашего посольства, то мы мобилизируем усилия по сотрудничеству со стороны украинского правительства, международных финансовых учреждений, голландских экспертов и бизнеса в рамках проекта "Инициатива развития реки Днепр", который был совместно запущен министром инфраструктуры Украины и Посольством Королевства Нидерландов в сентябре 2016 года. Также правительство Нидерландов поддерживает создание Консорциума голландских компаний, которые заинтересованы развивать реку в Украине.
Хочу подчеркнуть, что возможности финансирования проектов по развитию Днепра есть. Всемирный банк, ЕБРР, Европейский инвестиционный банк имеют достаточно средств, дабы выделить их Украине. Но пока нет проектов. И наше Посольство прилагает усилия, чтобы интересные проекты появились. Необходимо также определить источники финансирования для поддержания речной инфраструктуры. Любая страна, использующая реку для торговли, как составляющую компонента роста экономики, инвестирует часть государственного бюджета в развитие реки.
А почему посольство Нидерландов остановило свой выбор именно на проектах для Днепра? В Украине есть и другие реки…
Я бы перефразировал Ваш вопрос: "Почему выбор пал именно на речку?". Хочу акцентировать, что наша инициатива вовсе не исключает р.Южный Буг и другие украинские реки. Если говорить о Нидерландах, то внутренние водные артерии и транспорт очень важны для нашей экономики, а также международной торговли. В случае Украины, на реку приходится менее 4% транспортных перевозок. Для сравнения, в Нидерландах этот показатель равен 49%, что свидетельствует о степени интеграции реки в транспортную сеть нашей страны. Кроме того, перевозки по реке наиболее дешевые, а также самые экологичные. Ни в одной европейской стране нет такого колоссального опыта перевозки грузов по реке, как в Нидерландах. И мы можем стать весьма полезными для Украины в этом вопросе.
Если украинское правительство будет внимать рекомендациям голландских экспертов и с финансированием тоже все будет хорошо, как скоро вы видите окупаемость данных проектов (объемы перевозок на ближайшие годы, виды транспортируемой украинской продукции)?
Вы очень точно подметили: "Если украинское правительство прислушается к рекомендациям экспертов". В соответствии с предварительными подсчетами, в случае роста объемов производства агропромышленной продукции и ее экспорта, возрастет потребность в увеличении перевозок до 600 тыс. рейсов в год, по сравнению с настоящим моментом. А это однозначно приведет к разрушению украинских автодорог, увеличению уровня выбросов в атмосферу и станет сдерживающим фактором роста экспорта. То есть правительству необходимо обратить внимание на реку — как на потенциальный вид транспорта. Увы, сейчас мы слышим лишь разговоры о дорогах…
Кроме всего сказанного, Украине нужен европейский подход к управлению рекой. Это должен быть политический выбор, который повлек бы за собой реализацию принципа свободы судоходства и нулевое налогообложение. Если эти вопросы будут приняты во внимание украинским правительством, инвестиций не придется долго ждать. К примеру, деньги, вложенные в ремонт шлюзов, окупятся очень скоро, если речной транспорт заработает на полную мощь. Что касается перевозимой по реке продукции, то это не только зерновые, но и металл, уголь (если Украина продолжит закупать его в Южной Африке), строительные материалы, а также контейнерные грузы.
Вы резюмировали, что, если в Украине будет политическая воля к предлагаемым голландской стороной изменениям, к нам потекут инвестиции. На данный момент, какие приватные голландские компании заинтересованы в проектах на Днепре?
Пока рано об этом говорить. Для начала необходимо законодательно закрепить условия, определяющие работу ВВП, а также портов, включая закон о концессии. Как только станут понятны основные принципы, определяющие работу отрасли, придет и наш частный бизнес.
Тем не менее, уже сейчас есть голландские консалтинговые и инжиниринговые компании, которые с технической точки зрения определяют, что нужно поменять на Днепре для увеличения его инвестиционной привлекательности. При этом строительные работы могут проводиться компаниями из других стран. Это определят результаты тендеров.
Со своей стороны, Нидерланды могут предложить, к примеру, дноуглубительные работы или же систему управления портами. В Нидерландах река функционирует по законам свободных рыночных отношений, и политические игры тут ни при чем. Определяющая роль за ценой и качеством.
Теперь давайте коснемся других сфер сотрудничества между нашими странами. До Майдана приоритетом сотрудничества с Украиной, по мнению Нидерландов, являлись энергетика и энергосбережение. Изменились ли они сейчас?
В первую очередь, полностью изменились коммерческие условия нашего сотрудничества. И, возможно, это не напрямую связано с событиями на Майдане и военными действиями на востоке страны. Если говорить о газовой сфере, то компания Royal Dutch Shell планировала проводить разведку месторождения, и возможно в дальнейшем добычу сланцевого газа в Украине. Но при нынешней низкой цене на традиционные нефть и газ, добыча сланцевого газа становится нерентабельной. К тому же, часть территорий, где планировалось проведение газоразведывательных работ, находится на Донбассе. В виду этого, данный проект остановлен.
В сфере энергетики сейчас мы активно работаем в направлении потенциала использования биомассы. Сельскохозяйственные отходы в Украине зачастую не находят своего применения, а голландские инновационные подходы позволяют полностью их использовать. Нидерланды финансируют ряд пилотных проектов (в частности, на западе Украины), которые показывают технический принцип использования биогаза и доказывают его экономическую выгоду.
По сводкам украинской статистики, до 2014 года одной из основных нидерландских инвестиций была сфера строительства. Что происходит ныне?
Я бы не сказал, что значительная часть наших инвестиций была сосредоточена на украинских строительных проектах. Известно, что голландская фирма работала над разработкой проекта во Львове — это ТЦ Forum Lviv. Вообще, голландцы занимаются, преимущественно, проектированием и дизайном. Кстати, аэропорт "Борисполь" также проектировала голландская компания.
В Украине в 2013 году было зарегистрировано более 500 предприятий с нидерландским капиталом. А теперь? Назовите самые успешные.
Хочу сказать, что ни одна компания не свернула свой бизнес в Украине. Некоторые лишь уменьшили темпы развития в период кризиса. По данным нашего посольства, осенью 2013 года было зарегистрировано 250 голландских компаний. Сейчас их 350. В основном они работают в отрасли сельского хозяйства и IT. Например, Galicia Greenery в Буске Львовской области запустила вторую очередь огромных овощных теплиц, компания Zeelandia занимается производством кондитерской продукции, а Unilever открыла летом 2016 года в Гостомеле (Киевская область) фабрику по фасовке чая марок Lipton, Brooke Bond и "Беседа". Голландия может предложить передовые технологии выращивания сельхозпродукции, Украина богата высокообразованным населением и плодородной землей. Вместе мы можем накормить весь мир.
А в Украине работает больше крупных голландских компаний или представителей малого и среднего бизнеса?
Более заметен интерес со стороны средних и малых предприятий. Но дело в том, что в нашей стране мало крупного бизнеса. Нидерланды вышли на высокий уровень экономики именно благодаря развитию малых и средних компаний. Они придают гибкости голландской экономике. Мировая экономика находится в постоянной динамике, а малым и средним предприятиям гораздо легче приспособиться к новым реалиям, нежели крупным компаниям.
Если говорить об Украине, то здесь до сих пор есть огромные предприятия — вертикально интегрированные. В Нидерландах такая модель исчезла 50 лет назад, так как мы не считаем ее успешной.
В начале беседы мы упоминали Соглашение об ассоциации Украина-ЕС. Наконец, в середине июля оно вступает в полную силу. А можете ли вы объяснить: зачем ЕС такое "слабое звено", как Украина, в экономическом плане? Подобных там достаточно: Болгария, Румыния, Латвия, Греция, Испания… Эксперты-противники Соглашения об ассоциации Украины с ЕС считают, что наша страна привлекательна для Запада лишь как рынок сбыта своей некачественной продукции и ареал дешевой рабочей силы… То есть, колония.
Территория Украины — значительная, а вот экономические показатели как раз незначительные. Украинскую экономику можно сравнить по объему с экономикой одной из 12 голландских провинций — Северной Голландией. Тем не менее, у вашей страны есть потенциал. Ведь даже маленькая экономика имеет все шансы роста. И если потенциал украинской экономики правильно использовать, то выиграют все. ЕС вовсе не заинтересован, чтобы экономика в Украине оставалась на нынешнем уровне. Ведь тогда и выгоды от нашей торговли тоже будут несущественными. И не в интересах Европы превращать Ваше государство в колонию.
Допустим. Соглашение об ассоциации еще не вступило в силу, но Соглашение о ЗСТ между Украиной и ЕС уже действует. И недавно экс-президент Украины Леонид Кучма в своем интервью отметил: "Киев не получит выгоды от торговли с Европой. Европейцы ставят нас на колени". Даже в газете The New York Times появилась статья о том, что украинская экономика понесла большие потери за первый год после своего вступления в ЗСТ с Евросоюзом. Особенно пострадал аграрный сектор, и большой ущерб наносят европейские квоты на ввозимые продукты. Украина ожидала не этого…
Украина поставила свою подпись под Соглашением об Ассоциации с ЕС, включая часть о ЗСТ. Условиями соглашения предусмотрены сроки адаптации к европейским стандартам и переходной период до полного устранения торговых барьеров. За это время важно осознать новые возможности и переориентировать производство.
Что касается квот, то они уже были подняты. Но проблема еще и в том, что украинская экономика не диверсифицирована, и ваша страна пока еще не полностью использует возможности, заложенные в Соглашении о ЗСТ. К примеру, зерновые культуры и куриное мясо занимают значительный экспортный объем. Соответственно, квоты по ним быстро заканчиваются. Соглашение же предоставляет возможности для увеличения оборота и по другим экспортным позициям. Самое время ими воспользоваться.
И, тем не менее, украинская статистика по нашему двухстороннему обороту свидетельствует о том, что украинский экспорт в 2 раза меньше, нежели голландский импорт в Украину. По сводкам 2016 года, наш экспорт возрос лишь на 13,6%. Из этого можно сделать вывод, что голландцам мало интересна украинская продукция?
Потребитель сам решает, какие товары ему покупать, и государство не может повлиять на этот выбор. И в данном случае во внимание принимаются цена и качество. Кроме того, нужно не только производить качественный продукт, но еще и уметь его продавать. Речь идет о маркетинге.
Но мы помогаем Украине в диверсификации производства и экспорте товаров. В частности, при поддержке правительства Нидерландов были проведены тренинги (через украинские ТПП) для малого и среднего бизнеса о регуляторных условиях торговли в Европе. Кроме того, мы поддержали проект, в рамках которого было проведено маркетинговое исследование, определившее украинские товары с максимальным потенциалом на голландском и в целом европейском рынке.
Мы также выпустили справочник для украинских экспортеров, в котором собраны рекомендации по выходу на рынок ЕС. Посольство организовывает торговые миссии в Украину, приглашает голландские компании для знакомства с украинскими деловыми кругами. При финансовой поддержке нашего посольства, проводятся тренинги для украинских экспортеров легкой промышленности. И компании, желающие выйти на европейский рынок, смогут получить поддержку по разработке индивидуальных экспортных стратегий. Исходя из этого, я вижу огромный потенциал к сотрудничеству наших стран.