Фельетон о культуре, «культурке» и корольке Артурке
Возрождать всегда тяжелее, чем ломать да увечить.
Ну вот, дорогие сограждане, и настал момент истины: сам великий инквизитор нашей страны, таки вконец свободной от жуткого наследия времён «советской оккупации», пан Вятрович, порадовал нас судьбоносным сообщением. Дескать, с памятниками Ленину на (в) Украине — напрочь покончено.
Тысяча с чем–то идолов лютого упыря, когда–то имевшего неосторожность создать основу нынешней «незалежной», присоединив к исторической Малороссии множество губерний, равно как и заложив право на самостийность в основополагающих документах Союза, уничтожены. Само собой, он не акцентировал внимание на том, что некоторые хозяйственные селяне не стали переводить добро, трансформировав скульптуры зловредного товарища Ульянова во вполне себе политкошерные монументы Тарасу нашему Григорьевичу, а то и лихим казацким ватажкам… Дело такое — в хозяйстве всё пригодится, а если что — и обратно «переодеть» недолго… Сами понимаете, куда селянину податься, когда все не только грабят, но ещё и преданности идеям требуют!
Но что же мы имеем вместо остатков таки некачественной культуры того режима, что наградил в своей злонамеренности Украину не только тотемами своих жутких вождей, но и всеобщей грамотностью на шару, бесплатной медициной да землями соседних губерний и держав? Судите сами, но только не говорите, что мы — украинофобы!
Монументальный маразм и комиксовое мышление
Так чем же украсили державу борцы за незамутнённость украинской идеи? Пожалуй, главное их детище — это воздвигнутый буквально на днях в Киеве памятник «героям АТО». В своём дивном патриотическом порыве авторы сего шедевра ухитрились совместить клиническую ненависть к России с… объектом западной масскультуры, причём в самом пошлом её воплощении. Ведь меч, воткнутый по «самое не могу» в карту «страны-агрессора», — явный плагиат из блокбастеров и преданий о короле Артуре, который, как вы помните, выдернув сей символ силы и власти из камня, доказал своё право на престол… Вот только и меч тот был всё–таки не каменным, а железным, да и древнее королевство кельтов уж никак не походило на нашу страну. Там — юный «Король прошлого и будущего» объединял разрозненные мелкие державы, дабы принести мир и спокойствие и дать справедливость своим подданным. Здесь — норовят увековечить рознь и братоубийство каменным подобием орудия палача…
Я уж не говорю о том, что на передней панели того же шедевра пропаганды красуется ангел, нагло украденный из компьютерной игры «Дьябло», только его чёрные крылья выкрашены в цвета национального флага…
Право, так я себе и представляю этакого хуторянского Артурку, выдёргивающего сие орудие греха, да собирающего вокруг себя «рыцарей Круглого стола». В стиле Парасюка Благородного, Семенченко В ду…шу Ранетого , Шкиряка–Катмандуйского да Ляшко Во все места Незайманного… Как ни паладин — то песня, дума и сага… Что называется, каково время — таковы и легенды, таковы и герои… В общем, плачьте, бандуры, гудите, кобзы: настала эпоха фантастических персонажей да каменных голов и символов…
Но что же происходит в нашей Одессе. Неужто и здесь хуторянская «культурка» таки вытесняет настоящую, исконную, европейскую и имперскую? Увы, таки да!
Вышиванки, хатынки и обжорки
Наверняка, вы уже любовались тем, как на статую французского аристократа, символ нашего города, олицетворение его истинно европейского духа в очередной раз напялили деревенскую вышиванку…
Не удивляет вас и то, что отдел культуры заменяет сельский хлопчик с-пид Аккермана Сирожа Стерненко, решающий, кого одесситам можно слушать и видеть в театрах да клЮбах, а кого нет и зась. Вот и дивная новость появилась буквально только что: сам Константин Райкин, вроде бы, вполне себе правильный евро–либераст и недруг «злодейского режима дядюшки Пу», оказался вдруг неугоден главному цензору Одессы. То ли и впрямь обмолвился Константин Аркадьевич случайно насчёт Крыма, то ли устроители его одесских гастролей не сошлись в цене с нашим «арбитром вкусов и патриотизма». Ему ж видней, кто нынче ближе к курсу нашей свободной до невозможности Батькивщины, он же не кто–нибудь, а сами понимаете, что!
Вот так и живём. И на месте бывшего кинотеатра «Украина», какое–то время называвшегося «Украинским культурным центром», появляется мега–обжорка, концентрация пунктов насыщения публики разнообразным фастфудом. А в парке Шевченко, под действительно необходимой маркой его приведения в порядок, скоро возникнет некий оазис «национальной украинской культуры», в центре коего гордо будет красоваться… та самая водевильная «шлюбна хатка», что комик Саакашвили поставил напротив губернаторской резиденции. Проще говоря, культуру с одной стороны снова заменяет хуторянская, уныло–провинциальная «культурка» со всеми своими дидухами да вышиванками и осточертевшими писанками… С другой же — её вытесняет бездарное подражательство Западу в духе отечественного стимпанк–комикса «Воля», лихо склепанного, но крайне далекого и от истории, и от довольно забавной комиксовой субкультуры, ибо она абсолютно аполитична, а сей шедевр пронизан желчью желания злобно перелицевать прошлое на свой лад.
«Что дальше, Дава!?» — так и хочется спросить больным голосом контуженного друга незабвенного Гоцмана. А дальше — нет, не тишина, вопреки известной фразе одного немножко больного на голову датчанина. Дальше — возвращение к корням да истокам. Не выдуманным, но настоящим. Только путь этот непрост и долог. Возрождать всегда тяжелее, чем ломать да увечить. Дожить бы!
Автор: Игорь Плисюк