16.06.18. Заметка от Александра Седова.
"Украинская «железка» становится опаснее майдана. Забастовка, начатая в Кременчугском депо, грозит парализовать экономику «незалежной». Месяц назад, 14 мая, машинисты Кременчугского депо, объединившись в новые профсоюзы, объявили забастовку. Кременчуг — крупнейший узел по экспорту металлопроката, главного валютного товара Украины. Официальные СМИ стараются обходить тему стороной или говорят о ней вскользь.
Два основных требования забастовщиков.
Во-первых, ремонт локомотивов ещё советского производства, находящихся в чудовищном техническом состоянии. Очень скромные недавно выделенные средства на их восстановление были полностью украдены руководством депо. Во-вторых, поднятие совершенно нищенских зарплат, причём не только машинистам тепловозов и электровозов, но всем работающим в депо.
В связи с тем, что по украинскому законодательству железнодорожникам бастовать нельзя, стачка идёт в «итальянском» формате — работа строго по инструкциям. Неработающие тормоза, отсутствие зеркал заднего вида и другие нарушения состояния подвижного состава фиксируются в депо актом — и локомотив отправляют в ремонт, на который, разумеется, нет запчастей. Ранее были многочисленные предупредительные забастовки, письма, требования, от которых начальство — «специалисты по распилу и откату», просто отмахнулось.
В качестве пресс-атташе забастовщиков каждый день даёт интервью Сергей Москалец — для небольшого регионального кременчугского интернет-телевидения Набат-ТВ. Говорит он на безупречном украинском языке, что в Кременчуге редкость. Вероятно, это делается сознательно. Иногда выступают его товарищи, но они сплошь говорят по-русски.
За месяц забастовка охватила и другие депо. Так, полностью бастует Львовское управление (их всего по Украине шесть), блокируя экспорт в направлении ЕС, стоит Чоп, руда в Словакию не поступает. Бастует и ряд важных узлов в центре. За время простоя в мае работникам, кстати, заплатили — но по самому минимуму.
Размах протеста неизвестен даже самим организаторам забастовки. Так, им недавно позвонили с Полтавы, которую они считали оплотом штрейбрехеров, и заявили, что их оговаривают, у них тоже уже бастуют, пусть и частично.
В эти дни по всей Украине идёт массовый выход железнодорожников, и не только, из «карманного профсоюза» и переход их в «свободный», что означает готовность немедленно присоединиться к забастовке.
Начальство железной дороги в бастующих депо разбежалось, найти его невозможно. В Киеве, в том числе в Верховной Раде, куда пригласили руководителей стачки, царит растерянность, никто не может, не хочет и не умеет разговаривать и брать на себя хоть какую-то ответственность. Всё это происходит на фоне «отставки» премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, который в последние недели постоянно как бы уходит с поста, но как бы и не уходит, оставаясь пока на своём месте. «Нам не с кем там разговаривать», — заявляет он. Втихую забастовку поддерживают некоторые железнодорожные начальники, у них свои игрища.
Кроме того, «специалисты по распилу и откату», по большей части без специального железнодорожного образования, вообще не знают, как ремонтировать свой подвижной состав, даже при гипотетическом поступлении запасных частей. Станки изношены, опытные ремонтники уволились.
Насколько можно судить по обрывочной информации, заблокирована, по крайней мере, половина украинского экспорта, несмотря на использование штрейбрехеров. Останавливаются, полностью или частично, металлургические заводы. Экспортёры металла выставили свои иски и пригрозили банкротством предприятий — но и им разговаривать не с кем.
Для борьбы со штрейбрехерами из Восточной Украины, проходящих транзитом через Львовское управление, там применили свой метод — санкции за неумение общаться на «державной мове» с диспетчерами.
Обстановка на Украине в связи с забастовкой накаляется добела, забастовщики настроены решительно, молодёжь уже звереет. В центр стачки — Кременчугское депо — подвезли шины, что вызвало истерическую реакцию местного начальства, но их пока ещё не жгут. В Кременчуг подтягиваются и разношёрстные радикальные политические группы. Со стороны забастовщиков, пошли угрозы начать акты насилия, завуалированные, но вполне четкие.
Постепенно забастовка превращается в угрозу для государственности Украины. Более серьёзную, чем потенциальный майдан или раскол среди олигархов. Эта забастовка сравнима с возникновение в августе 1980-м году в Польше профсоюза «Солидарность», где всё началось с сущего пустяка — незаконного увольнения на Гданьской верфи им. Ленина машинистки подъёмного крана Анны Валентынович."