Первая елка была установлена в Одессе при Дюке де Ришелье, в 1814 году, на несколько лет раньше, чем в столичном Санкт-Петербурге!
В Одессе тогда находилась фаворитка императора Александра I, красавица-аристократка княгиня Мария Нарышкина с шестилетней дочерью Софьей. Галантный Ришелье решил дать в их честь роскошный Рождественский бал, который состоялся во дворце Потоцких.
Распорядителем бала стал друг и секретарь Ришелье, молодой граф де Рошешуар. На балу присутствовал весь цвет одесской и не только аристократии: граф Ланжерон, граф Сабанский с супругой, граф Разумовский, князь Долгорукий, месье Растиньяк, месье Феликс де-Рибас, благородные негоцианты Рено и Сикард с супругами. Дамы потрясали пышными нарядами и сверкающими переливами драгоценных камней украшениями. У княгини Нарышкиной создалось полное впечатление, что она не покидала столицу — настолько все было не по-провинциальному блистательно. Держать фасон тут умели.
Посреди большого зала на палисандровом паркете стояла большая елка, в разноцветном наряде из стеклянных игрушек. Привез ее из Умани граф Ф. Потоцкий в подарок на Рождество маленькой княжне. Вокруг блистающей тысячами огнями елки кружились в хороводе под звуки оркестра из итальянской оперы не только радостные дети, но и дамы, и сановные мужи во главе с «градоправителем Одессы стройным и изящным Ришелье».
Восторгам маленькой Софьи и других детей не было предела, когда на елке зажглись свечные огоньки.
«Это была первая елка в Одессе. Зеленая, неувядающая ель была привезена в Одессу из Умани, как подарок графа Потоцкого молодой Нарышкиной. До того времени пустынные, лишенные растительности берега Черного моря не знали вовсе хвойных деревьев и праздник Рождества проводился без елки», — писал де-Рибас.
Обо всем этом поведал одесский историк и краевед, внучатый племянник основателя Одессы Александр де-Рибас. Глава его книги «Старая Одесса» так и называется – «Софьина елка».