Я И ПЕСНИ ПЕТЬ МОГУ И ПРОТЕСТОВ МАСТЕР
Мария Дегтерева о бойкотировании фестиваля “Нашествие” рок-исполнителями.
Страшная новость гуляет по интернету – от участия в рок-фестивале “Нашествие” отказались коллективы: “Пошлая Молли”, “Элизиум”, “Порнофильмы”, “Дистемпер”, “Йорш” и певица Монеточка. Рокеры протестуют против милитаризации фестиваля – на “Нашествии” будут выставлены танки и другая военная техника от министерства обороны.
Тут хочется сделать небольшое лирическое отступление.
Сегодня, в 2018 году, русский рок больше всего похож на Живой Журнал: дали, холмы, поросшие быльем, катится перекати-поле, однозвучно звучит, нет, не колокольчик – чей-то расстроенный стратокастер. Вчерашние фаны в цепях и с гитарами сегодня возглавляют отделы продаж и логистики, ходят на корпоративы, по пятницам выпивают и поют “Ленинград” хором с такими же коллегами.
“Наше радио” слушают в пробках, подпевают композиции “Что такое осень”. Иногда в эфир пробивается новое, свежее, заботливо выведенное в радийной теплице. Пробивается и поражает. Охватывает абсолютное ощущение, что на дворе – 95 год, Перестройка закончилась, смартфон еще не изобрели, и вот одинокий молодой человек, сидя на своей кухне, переиначивает три набивших оскомину аккорда, накладывая их на текст, от которого полное ощущение, что сто раз его слышал. “Небо”, “Война”, “Дождь”, “Осень”, “Одиночество” и прочие уникальные темы выбирают для своего творчества новые рок-коллективы в 2018 году.
Небольшой экскурс в историю.
Ни для кого не секрет, что так называемая вторая рок-волна (Чичерина, “Смысловые галлюцинации”, “Король и шут” и другие группы) – прямое следствие деятельности, собственно, “Нашего радио” во главе с тогдашним продюсером – Михаилом Натановичем Козыревым. Михаилу Натановичу удалось не только своевременно монетизировать почти все, что делалось в Ленинградском рок-клубе и Московской рок-лаборатории в 80-90, но и породить целю страту новых исполнителей. Тогда, в начале 2000-х олд-скульные рокеры страшно возмущались этому новому – возмущались вторичностью, не оригинальностью звучания, слабыми текстами, вымученной идейностью – список бесконечен.
И вот сегодня явилось мне видение.
2004 год, группа, например, металлистов стремится на концерт.
– Стой! – говорим мы и вынимаем одного из толпы.
– Что? – гремит металлист цепями возмущенно.
– А ты знаешь, что в 2018 году русские рокеры в знак протеста против официоза и власти откажутся выступать на “Нашествии”? Вот, например, она – и включаем певицу Монеточку.
Дальше видение размывается, металлист нас, вероятно, увлеченно и разнообразно бьет, кровавый туман.
То, что происходит на “Нашем радио” в последнее время – не поддается описанию. В прайм-тайм эфир выглядит так, будто кто-то 15 лет назад забыл в студии диск из 30 композиций, и вот его ставят по кругу.
В менее популярное время включается “Новое на нашем” – то, что я описала выше. Кроме одинокого молодого человека, явившегося к нам прямиком из 95-го года, еще часто поют невесть откуда взявшиеся женщины, которые либо очень любят скандинавские мотивы, либо очевидно неравнодушны к певице Земфире. Причем, неравнодушны настолько, что им кажется, что Земфира – это они и есть. Также некоторые наспех рожденные коллективы освоили жанр “регги” и старательно гнусавят в микрофон про дождь, осень, одиночество и войну.
Все вместе напоминает странный акт – словно покойника вынули из-под земли, отряхнули, надушили и понесли на совещание в политбюро.
На фоне этой в целом скорбной картины очень забавно выглядит политический ажиотаж вокруг фестиваля.
Экс-продюсер радиостанции Михаил Натанович Козырев, судя по его странице в фейсбуке, ощущает себя по меньшей мере Александром Исаевичем Солженицыным и всеми декабристами одновременно. Горячо поддерживает бойкотирующих фестиваль музыкантов. В отказе выступать коллектива “Порнофильмы” Михаил Натанович видит живой и действенный протест против официальной власти, мерещится Михаилу Натановичу отважное диссидентство и в отказе Монеточки.
Патриотическая общественность, напротив, гордится музыкантами, готовыми выступить.
Но вот что интересно. Танки и прочие инсталляции от минобороны присутствуют на “Нашествии” с 2013 года. Было бы странно думать, что политически возбужденные музыкальные коллективы не в курсе – все-таки “Нашествие” самый крупный рок-фестиваль в стране. И сегодняшний отказ выступать подразумевает данное ранее согласие.
Музыканты не знали про танки?
Не видели ни одного эфира с “Нашествия”?
Не ведали о присутствии на нем Минобороны и на днях прозрели?
Или все это время мучались сомнениями, но вот сейчас решили сказать свое решительное “нет” кровавому режиму?
Искренне не возьму в толк.
Равно как и мысль о священной борьбе певицы Монеточки совершенно не укладывается в моей голове.
Те, кто немножечко знает историю русского рока, поймут то, о чем я сейчас напишу.
Говорят, история повторяется дважды – в первый раз как трагедия, второй – как фарс.
То, что мы наблюдаем — это даже не фарс. И не постмодернизм. Это какой-то сюрреалистический пост-постмодернизм с элементами хоррора. Черная комедия для тех, кому за 30.
Либералы, патриоты, танки, музыка – все смешалось.
Как сказала одна малоизвестная певица: удачи обеим.
На “Нашествие” не поеду.
С уважением, Маша Д., без ансамбля.